Главная
>
Статьи
>
Душевная кухня/ Soul Kitchen

Душевная кухня/ Soul Kitchen

25.01.2010
4

Душевная кухняРежиссер — Фатих Акин
В ролях: Адам Бусдукос, Мориц Бляйбтрой, Бироль Юнель, Анна Бедерке, Фелина Рогган, Вотан Вильке Меринг, Удо Кир
Продолжительность — 99 мин.

Рубрика «Мастера развлекаются» — Фатих Акин, постановщик серьёзных, выполненных на разрыве аорты иммигрантских арт-хаусных драм взялся за легкомысленную комедию про ресторан. Без иммигрантов, впрочем, не обошлось — рестораном «Душевная кухня», расположенном в бывшем складе на индустриальных задворках Гамбурга, владеет грек по фамилии Казанзакис (Бусдукос). Это, пожалуй, единственная деталь, по которой в «Кухне» можно заподозрить произведение именно Акина.

В принципе, сам режиссер прямым текстом говорил о «Душевной кухне» как о легкомысленном этюде, способе отвлечься от тяжелых тем и интонаций своей запланированной трилогии, начатой «Головой о стену» и «На краю рая». С такой позиции вопросов к «Душевной кухне» не остаётся вообще никаких — это, действительно, на редкость легкомысленное кино, успешно выветривающееся из головы в момент начала финальных титров.

Забавно, что у незадачливого ресторатора Казанзакиса вообще-то довольно серьёзные проблемы. Девушка улетела работать в Шанхай, отпущенный из тюрьмы брат-уголовник просится на работу, новый повар агрессивно насаждает экспериментально-изысканную кухню и разгоняет итак немногочисленных проверенных клиентов, приятель, спекулирующий недвижимостью, положил глаз на землю под рестораном и насылает всяческие проверки, а в спине после таскания холодильника что-то явно сдвинулось куда-то не туда. Но всё это аранжировано Акином в этакий акварельный комедийный фарс.

При этом в плане сюжетных ходов и линий фильм отличается занятной полифонией — тут есть и трогательный роман между братом-уголовником и официанткой, и хитроустроенные взаимоотношения с налоговой, и смерть бабушки подружки, и популярность ресторана у любителей альтернативной музыки, и эпизодический выход прекрасного народного ценителя, и комически-зловещий Удо Кир, и много чего ещё. Но при всей этой многослойности «Душевная кухня» будто бы панически избегает любой маломальской глубины.

Затрагивая сразу всё, фильм в итоге получается немного ни о чём. Он не то чтобы очень смешной — из имеющихся там шуток с ходу вспоминается только история с чрезмерной дозой приправы-афродизиака в десерте, которую Акин заводит неожиданно далеко для постановщика с репутацией взрослого и тонкого поэта. Он не то чтобы очень драматичный — практически все коллизии здесь разрешаются самым очевидным образом, знакомом по любому фильму про симпатичного частного предпринимателя с не очень стандартным подходом к проблемному бизнесу. Он не сообщает ровным счетом ничего про быт греков в современной Германии — будь герои немцами, фильм не изменился бы ни на грамм.

Даже возможное центральное высказывание о том, что симпатичные индивидуалисты лучше, чем безликая сетевая однообразность (на землю под рестораном имеет зуб огромная сеть одинаковых супермаркетов), заметно подрывается общей блаженной бездумностью интонации. Чёрт знает, может, Акин хотел всем этим сказать, что в жизни тоже всё не слава богу с чёткими драматическими акцентами, да и с её жанровой принадлежностью до конца разобраться бывает сложновато. Но это вроде бы и без всякого кино понятно и так.

Вердикт Кочерыжкина — несерьёзное кино серьёзного режиссера; легкомысленный пустячок без особых претензий

Рекомендуем почитать