>
>
Карате пацан/ The Karate Kid

Карате пацан/ The Karate Kid

27.08.2010
7

Карате пацанРежиссер — Харальд Цварт

В ролях: Джейден Смит, Джеки Чан, Тараджи П. Хенсон, Хон Веньвень
Продолжительность — 140 мин

Свой «Карате пацан» должен быть у каждого поколения. У нас был смешной Ральф Маккио, который в далеком 1984 году постигал высокое искусство боя через полировку автомобиля. У нынешних пацанов будет Джейден Смит, чьим первым уроком на пути к высокому боевому мастерству было не бросать на пол куртку.

Забавно — вряд ли кто-то, кто смотрел оригинального «Карате пацана», мог заподозрить в нём будущую классику. Это было простое, добродушное, чистосердечное кино о воспитании юноши — и в исполнении режиссера Джона Эвилдсена, постановщика, среди прочего, первого «Рокки», оно казалось историей одновременно простейшей и универсальной. В новом «Пацане» у режиссера Цварта (постановщика, на минутку, такого шедевра современного кинематографа, как «Розовая пантера 2») получилось ровно то же самое. Говоря иначе, это редкий представитель породы ремейков, после которого бросать в пространство риторический вопрос о том, на кой нужны все эти ремейки, практически не хочется.

Главная поправка, которую делает новый «Карате пацан» — географическая; в оригинале героя перевозили в новый город, а здесь 12-летний Дре (Смит) переезжает вместе с мамой (Хенсон) прямиком в Китай. Китай, кстати, отчасти отвечает за столь драматично разросшееся экранное время — «Карате пацан» периодически отвлекается на неторопливые экскурсии по живописной местности, то на Великую Китайскую стену, то в Запретный город, то в какой-нибудь монастырь на вершине горы. В остальном же он следует заложенной оригиналом колее практически буквально — тот же симпатичный балбес, огребающий неприятности с хулиганами, тот же молчаливый наставник, тот же финальный турнир. Та же пионерская мораль — сохраняй спокойствие, будь верен себе, живи своей жизнью, несмотря ни на что.

Впрочем, поправка — это не колея, это шестиполосная шоссейная дорога, и проложена она была не оригинальным «Карате пацаном», а каждым первым фильмом о взрослении, преодолении себя и становлении на ноги. Абсолютно все сюжетные повороты «Пацана» прозрачны для любого более-менее подкованного зрителя — не только ключевые, вроде того, кто станет главным противником Дре на турнире и кто кого победит, но даже промежуточные (зачем хмурый учитель Хан держит дома машину и почему он вечно хмур, как сложится история с юной китаянкой-скрипачкой и пр. и др.) Но кино вроде «Карате пацана» смотрят вовсе не ради оригинальности сюжетов. Оно про другое — про утверждение, так сказать, вечных ценностей, типа совести, мужества и трудолюбия. И главная сила «Пацана» — в том, как именно он эти ценности утверждает. С подкупающей основательной серьёзностью, но в то же время без излишнего пафоса. Внушительно, но без торжественности. С огоньком, но без суетливости. Если совсем коротко, то «Карате пацан» — это классическая воспитательная мелодрама, сделанная так, что смотреть её совсем не противно.

Вердикт Кочерыжкина — нормальный такой пацан

Рекомендуем почитать