Цветы для похоронных венков привозят в Красноярск из Китая и Кореи
Рынок ритуальных услуг в Красноярске переполнен. Но говорить о том, что из-за большого количества игроков он стал цивилизованным, пока рано. С одной стороны, в городе огромное количество «кустарников», которые подрабатывают на изготовлении и продаже поминальных венков и траурных лент. С другой — полноценному развитию рынка часто мешают местные власти.
Без образования
В Красноярске параллельно существует два рынка ритуальных услуг: условно их можно поделить на цивилизованный и уличный. Ко второй категории относится огромное количество розничных торговцев, которых можно каждый день увидеть на дороге у Шинного кладбища и Бадалыка. Накануне Родительского дня количество продавцов увеличивается в разы. Меж тем официально зарегистрированных и активно позиционирующих себя фирм в Красноярске — 12. Список услуг у каждой свой: от простой реализации ритуальной атрибутики (венки, надгробия, оградки) до полного комплекса услуг по организации похорон.
Конкурентная среда очень плотная, рынок переполнен, отмечают специалисты. Много предприятий-однодневок, которые после первых же похорон отказываются от бизнеса совсем или меняют профиль фирмы. На фоне этого есть в городе и компании с многолетней историей и большим стажем работы, которые активно интересуются зарубежным опытом, участвуют в общероссийских и региональных выставках, повышают мастерство и закупают дорогое оборудование за рубежом.
Одна из причин такой разнородности рынка — в несовершенстве законодательства и плохой информированности. Многие предприниматели до сих пор видят в ритуальном бизнесе возможность быстро зарабатывать деньги. Не понимая, насколько серьезную ответственность несут за каждую взятую с клиента копейку. Каждый такой горе-предприниматель серьезно подрывает имидж профессии. Неудивительно, что наиболее стабильно на рынке существуют только те фирмы, которые долгими годами зарабатывали себе авторитет. Чаще всего, для того чтобы исполнить последний долг перед родственником, клиенты обращаются в ритуальную фирму, которая находится близко к району проживания усопшего. Играет свою роль и сарафанное радио.
В России до сих пор действует закон о похоронном деле редакции 1996 года. Давно устаревший документ не дает ответа на многие вопросы, плохо регулирует отношения бизнесменов, муниципалитетов и населения. В нашей стране есть только одно учебное заведение (отделение новосибирского бизнес-колледжа), где готовят дипломированных специалистов по оказанию ритуальных услуг. В этом году впервые в Красноярске прошла ярмарка «Некрополь Сибири». Самому проекту ярмарки уже больше шести лет, но для нашего города опыт организации подобного мероприятия был в новинку.
Путем проб
Когда первые красноярские предприниматели начали пробовать свои силы в ритуальном деле, научиться всем канонам и правилам профессии было просто не у кого. Неудивительно, что большинство успешно и грамотно работающих в этой сфере фирм были организованы бывшими сотрудниками других похоронных служб. Опыт нарабатывался годами. 15 лет назад в Красноярске появилось первое предприятие, которое массово начало производить необходимую для похорон атрибутику. До этого венки, надгробия, траурные ленты завозились к нам из других районов либо производились кустарно, почти вручную.
— Когда мы пришли на рынок, какое-то время были монополистами, — рассказывает Николай Кащеев, директор фирм «Ритуалснаб». — Над каждым изделием приходилось долго работать, оттачивать производство. Например, мы изготавливали только жестяные венки, потом перешли на пластмассу. Сначала это была литьевая пластмасса, а спустя какое-то время начали делать «ерши»: из специального порошка изготавливаем леску и ленту, которая скручивается в венок. Два года разрабатывали станок, который позволяет по заказу клиента быстро нанести любую надпись на ленту. За это изобретение мы получили золотую медаль на одной из выставок. С каждым годом работа все больше автоматизировалась, мы закупили японское швейное оборудование, наладили сбыт в другие регионы Сибирского федерального округа и на Дальний Восток. Только это нам позволяет до сих пор прочно стоять на ногах и выживать на рынке. Три года мы не пересматривали цену на свою продукцию и даже можем себе позволить делать существенные скидки для оптовых покупателей. Одно время была сильна конкуренция со стороны московских фирм, но мы ее выдержали.
Накрутка на гробы
Изготовлением гробов «Ритуалснаб» занимается редко, только когда есть необходимость оказать клиенту полный спектр услуг, чаще всего гроб заказывают у того же предприятия, которое занимается захоронением. Все остальные атрибуты на красноярском рынке представлены в большом ассортименте: более 20 видов постелей, огромный выбор лент из различных материалов... Большая часть материалов (цветы, рюши, ткань) закупается местными производителями в Китае, Корее, Иране. Реже — в Турции. Самые распространенные ткани — синтетика, шелк, бархат. Дизайн продукции разрабатывают сами сотрудники предприятий.
— На нашем предприятии работает 60 человек, благодаря усилиям которых мы производим товаров на 50 млн рублей, — говорит Кащеев. — Другие фирмы-производители имеют более скромные объемы, но большинство из них специализируются на одном-двух изделиях: искусственные еловые ветки и венки, например.
Фирма Кащеева — самое крупное предприятие в секторе производства. Есть и другие, поменьше. Как правило, все они работают одинаково: заключают договор с розничными продавцами, но имеют и собственные точки сбыта. Часто производители закупают комплектующие друг у друга, ведут тесные партнерские отношения. Накрутка, с которой товар продают оптовики, составляет примерно 20 % к себестоимости, а в розничной продаже перекупщики устанавливают вольную цену с накруткой вплоть до 150 % (в зависимости от группы товара). Самая востребованная ценовая категория средняя, хотя нередки и индивидуальные дорогие заказы.
Сильна конкуренция местных производителей с фирмами Новосибирска.
Монополия на погребение
Фирм, которые оказывают услуги погребения, в городе значительно меньше, чем розничных продавцов. До 2008 года в Красноярске была монополия на право захоронения, оспаривать которую другим предпринимателям пришлось в суде.
— МП «Ритуальные услуги» было создано для того, чтобы оказывать услуги тем людям, которых некому хоронить. За это им платит государство, — говорит Людмила Котова, директор ООО «Ритуальная служба». — Но, как у нас в стране это часто бывает, муниципальное предприятие с поощрения городской администрации быстро начало чувствовать себя хозяином всех городских кладбищ. Простым предпринимателям запрещали хоронить без разрешения, таким образом не давая работать частному бизнесу. Чтобы похоронить человека, клиентов вынуждали покупать гробы и всю атрибутику именно в «нужном месте». Я очень долго пыталась сотрудничать с МП, но после того, как мне несколько раз попытались сорвать похороны и натуральным образом мешали нормально работать, я подала в суд.
Разбирательства длились долго, на местном уровне все заявления Котовой отклонили, в течение четырех лет дело передавали от инстанции к инстанции. Только в сентябре 2008 года Верховный арбитражный суд России вынес решение о незаконности действий МП «Ритуальные услуги».
— Как только разрешили хоронить всем, в Красноярске появилось множество контор, желающих оказывать подобные услуги, — говорит Котова. — Но удержались на рынке не все. У нас среднее количество похорон — 20 в месяц. Раньше было 50: свое дело делает конкуренция.
После того как разрешили хоронить, администрация города вставила новую палку в колеса ритуального бизнеса. Откровенная реклама подобных услуг на территории города была недавно запрещена по инициативе мэра города. Свою роль в этом сыграли постоянные жалобы жителей микрорайона Солнечного, которые каждый день проезжают на автобусе или автомобиле мимо Бадалыка.
— Сначала по их многочисленным просьбам выставку надгробий и другой ритуальной продукции мэр города распорядился огородить забором, а потом и вовсе наложили вето на любую рекламу наших услуг, — сетует Кащеев.
Анна Корнеева, «Вечерний Красноярск» № 36 (277)