Жизнь, здоровье и собственность пассажира могут подорожать
Правительство намерено увеличить страховые выплаты пассажирам на всех видах транспорта до 2 миллионов рублей. Эксперты уже подсчитали — объем нового рынка составит около 10 млрд рублей и станет лакомым куском.
Следствие...
Законопроект об обязательном страховании ответственности за причинение вреда пассажирам на транспорте предлагает «распространить механизм обязательного страхования на все виды транспорта — железные дороги, морские суда, автобусы, метрополитен, другие виды — и тем самым защитить интересы граждан, пассажиров, а также создать дополнительные стимулы для того, чтобы транспортные компании вкладывали средства в повышение безопасности перевозок».
В кавычках — слова Путина. Любопытно, что Министерство транспорта уже много лет разрабатывает подобный законопроект, но до финальной стадии он все не доходил. И вот страховую тему поднял лично премьер-министр. Как он рассказал во время заседания президиума правительства, страховые выплаты в случае смерти пассажира составят 2 миллиона рублей плюс расходы на погребение (однако не более 25 тыс. рублей); не более 2 миллионов рублей при причинении вреда здоровью; не более 600 рублей за каждый килограмм веса багажа при причинении ему вреда.
Путин отметил, что введение обязательного страхования не должно отразиться на стоимости проезда.
— И сейчас транспортные компании взимают различные сборы с пассажиров. Только размеры выплат по страховке, как правило, совершенно недостаточные, а процедуры получения денег непрозрачны и неудобны для граждан, а порой выглядят просто издевательством, — сделал Путин открытие для коллег по правительству.
Социальная мера, правда, может обернуться переделом рынка или еще большей его монополизацией. Так, например, основная страховая компания в железнодорожном транспорте — ЖАСО. Вот лишь некоторые цифры, которые приводит gazeta.ru: выплаты в случае смерти пассажира по обязательному страхованию на железнодорожном транспорте составляют всего лишь 12 тысяч рублей; за 9 месяцев 2009 года ЖАСО по обязательному железнодорожному страхованию собрала 179,4 млн рублей; страховые выплаты за этот период — 281 тысяча рублей. Премьер уверил — с принятием закона «таких ситуаций не должно больше возникать».
По сути, законопроект предлагает распространить на все виды транспорта правила страхования на транспорте воздушном, которые действуют в настоящее время. Специальные поправки в Воздушный кодекс были внесены в конце 2007 года — они гарантировали авиапассажирам адекватное возмещение при нанесении вреда их жизни или имуществу. В случае авиакатастрофы семьи погибших получают компенсацию в размере 2 миллионов рублей. По оценке Минтранса, размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение
При этом всякая деятельность по перевозке людей без страхования будет запрещена. Соответственно, количество компаний-клиентов резко вырастет. Однако страховщики, несмотря на такие перспективы, высказывают крайне сдержанный оптимизм.
— Насколько это окажется интересным для страховщиков, будет зависеть от окончательного содержания законопроекта, правильного расчета основных величин, системы базовых тарифов и установленных принципов тарификации, — прокомментировала ситуацию директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова.
Слова Лукьяновой опровергают другие эксперты.
— Драка за рынок в любом случае будет. Даже независимо от того, будет ли он рентабелен сразу или нет, — уверен заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. — Поскольку очевидно, что это доступ к большой клиентской базе.
По словам Самиева, которые приводит gazeta.ru, страховые компании сейчас гонятся прежде всего не за прибылью, а за объемами с прицелом на будущее. Больше шансов у нынешних лидеров по каско и ОСАГО. Это практически вся первая двадцатка: Росгосстрах, Ингосстрах, РОСНО, РЕСО, ВСК, Столичная страховая группа, ОРАНТА, «Ренессанс», «ГУТА-страхование», «Согаз». Очевидно, что к ним подключится и ЖАСО.
...и причины
Некоторые политологи еще два года назад заметили — протестные настроения у родственников погибших при крупных авариях или терактах сильно поугасли. Людям начали платить деньги. Затыкать горе радужными бумажками. И уже никто не кричал, что «надо разобраться», «найти виновных» и так далее. Претензий стало меньше. Трагедий — вряд ли. Теперь удачную практику решили распространить и на все виды транспорта, только вот удастся ли сделать перемещения пассажиров безопаснее? Не факт. Зато точно удастся переложить ответственность на плечи страховых компаний и не тратить бюджетные средства на выплату компенсаций.
Комментарии:
Сергей Шашко, директор филиала страховой компании «Ингосстрах» в Красноярске:
— Драки страховых компаний не будет. По крайней мере, мы ни с кем не деремся. Единственный верный результат, который будет от нового законопроекта, — повысится защищенность населения. Это однозначно. При этом Путин ведь обратил внимание субъектов рынка на то, что реализация законопроекта не должна отразиться на ценах. Поэтому тарифы будут минимальные, на грани рентабельности. Какая в таких условиях может быть драка? Драки бывают только тогда, когда есть сверхприбыль. Здесь все будет максимально корректным. Почему Министерство транспорта долгое время не могло реализовать этот законопроект, мне не известно. Нужно у Минтранса спросить.
Валерий Ревкуц, депутат городского Совета Красноярска, председатель Сибирской ассоциации страховщиков:
— Большой плюс, что Путин поручил проработать вопросы страхования именно на всех видах транспорта. Я считаю это правильным. Во-первых, это система обязательного страхования. Во-вторых, эта система в какой-то мере адекватно компенсирует все затраты и утраты, которые могут быть. Нам нужно максимально стремиться к тому, чтобы владельцы всех видов транспорта принимали меры по безопасности пассажиров. И на речном транспорте, и на воздушном. В целом все, что направлено на защиту рядовых людей, это благо. Хорошо, что вопрос страхования был поднят именно сейчас. Вспомните недавние пожары в России — всего 15 процентов тех, кто попал под огонь, были застрахованы, их имущество было застраховано. Именно на это обратил внимание президент Медведев. И мне кажется, что именно это дало толчок к развитию системы страхования. Начали, разумеется, с транспорта, потому что транспорт является источником повышенной опасности.
Светлана Андронова, депутат Законодательного собрания края, заместитель председателя комитета по социальной политике:
— Ситуация, которая складывается с аварийностью на транспорте, с небрежностью водителей в первую очередь, считаю, подтолкнула к реализации данного законопроекта. Очень много жертв, поэтому сама ситуация подвела к тому, чтобы начать принимать меры. Именно усугубление ситуации вынудило государство принять меры. Страхование — это как раз одна из мер по контролю за безопасностью на транспорте. Ведь большие суммы компенсаций для перевозчиков невыгодны. Их отчисления страховщикам напрямую зависят от этих сумм. А значит, меры безопасности компании, занимающиеся авиаперевозками, автоперевозками и другими, будут только повышать. То, что людей пытаются успокоить деньгами, если мы говорим о терактах на транспорте, — эта мысль кажется мне в корне неверной. Этого быть не должно. А должен быть жесткий контроль за обеспечением безопасности.
Алексей Ильин, начальник отдела страхования ТС и ОСАГО Красноярского регионального филиала ООО «СК «Согласие»:
— Сейчас обязательное страхование заложено только в авиа- и железнодорожных билетах. Суммы выплат, конечно, мизерные. В этом плане статистика для компаний-страховщиков очень хорошая — сборы приличные, а выплаты минимальные. Пирог действительно лакомый. Запас по убыточности отличный. Даже если уровень убыточности будет на уровне 70 % от собранных премий, все равно это направление будет очень привлекательным. Сам рынок страховых компаний, занимающихся страхованием пассажиров, довольно узкий. К нему допущены страховщики, которые тем или иным образом аффилированы с компаниями-перевозчиками. И попасть на этот рынок другим игрокам довольно сложно. Те же РЖД ведь никаких конкурсов не проводят, а отдают сферу страхования на откуп страховому обществу ЖАСО. Поэтому если и будет борьба за рынок, то только среди тех компаний, которые в нем уже есть. Других игроков ожидать не стоит. По крайней мере, пока схема выбора страховщиков не станет прозрачной.
Михаил Омышев, председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков:
— Сейчас в стоимость билета на красноярском городском пассажирском транспорте включена страховая составляющая. Но она не такая уж большая. Соответственно, и выплаты пострадавшим пассажирам небольшие. Проблемы увеличить выплаты нет, как нет возражений и у перевозчиков. Но адекватно нужно мыслить — если мы увеличиваем выплаты, должны быть увеличены и премии страховым компаниям, которые платят как раз перевозчики. Одно без другого быть может. А если мы говорим, мол, давайте увеличим выплаты, а тарифы оставим прежними — это либо лукавство, либо какой-то политический шаг. Я ни в коем случае не хочу в чем-то подозревать премьера, но такой подход к решению проблемы абсолютно нерабочий.
«Вечерний Красноярск» № 39 (280)