Чтение как половой акт
Смысл предлагаемых мною изменений в преподавании литературы в школе такой: отойти от анализа, от предмета; повернуться же к процессу, к действию — собственно, к чтению. Оживить чтение, вернуть чтение, любить чтение. Отсюда и название дисциплины: не литература, но чтение.
Ведь мы сейчас практически не читаем — лишь выискиваем смыслы, наслаждаемся собственной угадливостью, образованностью; непосредственное удовольствие от чтения нами утеряно. Конечно, людишками за тысячелетия накоплены гималаи знаний, написаны кордильеры текстов, совершены саяны открытий. Куда сейчас ни плюнь, что ни сотвори — получится цитата, аллюзия или подобная хрень. Даже в этих двух малограмотных абзацах, сам того не желая, я двадцать восемь раз процитировал, семь раз намекнул, четырнадцать экивокнул (щаз начну исправлять, вымарывать, чтоб хотя бы здесь не было интеллектуальной заразы).
Такой подход — следствие великой и неизлечимой людской гордыни: в тщете нашей и беспокойстве мнится нам, что мы понимаем что-то, что-то осознаем; иногда нам кажется, что понимаем и проникаем в божественное. Однако, мы и не самого глубокого литератора досконально понять не в состоянии; не говоря уже о Толстом, Достоевском, Олеге Ермакове, Викторе Ерофееве. Так на фига тогда все интерпретации, транскрипции и пертурбации? На определенном этапе развития подобные шарады могут быть интересны, но что они нам, если нет непосредственного удовольствия от процесса чтения?
Вот именно это удовольствие я и предлагаю детям вернуть. Точнее, удовольствию этому детей обучить. А уж понимать, толковать, рассуждать они с годами научатся.
Половой акт — это тоже цитата. Да еще какая: Улисс с Павичем — беспомощные первоклашки перед тем пластом информации, таящимся в обычном сношении, которое каждый из нас совершает по сорок раз на день. За каждым любовным актом без микроскопа легко просматриваются Зевс с Герою, Арес с Афродитой, Иисус с Марией, Мухаммад с Хадиджей, Будда с нирваной, князь Святослав с княгиней Ольгой, Карл Юнг с Зигмундом Фрейдом, Дафнис с Сафо, Ромео с Джульеттой, Петр с Февронией, Рембо с Верленом, Рэмбо со Шварцнеггером, Билл Клинтон с мисс Левински, Борис Моисеев с Людмилой Гурченко, наконец, Сами Знаете Кто с Алиной Кабаевой. А еще инь и ян, земля и небо, Эверест и Марианская впадина, единство и борьба противоположностей, дезоксирибонуклеиновая кислота и изделие № 2 Тамбовской резиновой фабрики. Но какой самец, входя в самочку (простите невольный натурализм), занимается поиском смыслов, разгадыванием кроссвордов, определением стилей и композиций. Нормальный — ни один. Конечно, можно прикинуться Зевсом и Герой (лучше Афродитой), Тристаном и Изольдой, но это будут уже ролевые игры; это несколько иной план, он не аналитичный, следовательно, не вредный. Но если ж вы, извините, ласкаете партнершу (партнера), и одновременно выискиваете интеллектуальные намеки — проблемы с потенцией вам обеспечены. Да и любовью такой процесс назвать рука не повернется.
Вот именно поэтому — чтение, а не литература. Кстати, мой способ преподавания лит-ры в школе и рождаемость повысит наверняка.
Антон Нечаев