Главная
>
Статьи
>
Андрей Абросов: «Красноярская ярмарка является и будет являться гостиной города и края»

Андрей Абросов: «Красноярская ярмарка является и будет являться гостиной города и края»

21.01.2004
0

Абросов Андрей Владимирович, генеральный директор ЗАО «Красноярская ярмарка».

Родился 24 января 1961 г. в Красноярске.

В 1984 г. – окончил Красноярский государственный медицинский институт, лечебный факультет.
В 1990-94 гг. – окончил клиническую ординатуру в ВНЦХ (Всесоюзный научный центр хирургии) им. Блохина (Москва), тема: абдоминальная хирургия в онкологии.
В 1984-88 гг. – врач-хирург Ачинской ЦРБ.
В 1988-90 гг. – Красноярский ГМИ, клиническая ординатура.
В 1990-2001 гг. – Красноярский краевой онкологический диспансер, хирург-онколог.
С 2001 г. – генеральный директор ЗАО «Красноярская ярмарка».

Почетные звания: врач высшей категории.

Семейное положение: женат; сын.

Увлечения: яхтспорт, классическая музыка. «У меня в деревне есть семь ульев пчел. Пчелы мои настоящие друзья и защитники, и только там я по-настоящему отдыхаю!»


Андрей Абросов

- «Красноярской ярмарке» скоро исполнится 12 лет. Расскажите об условиях, в которых возникла ярмарка, и что ей предшествовало?

- Начну с того, что в советские времена у нас была единственная выставка – это выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). Она проводилась в Москве раз в год, и предприятия всей страны умудрялись что-то вырастить, произвести, разработать новую модель продукции для демонстрации своих достижений на выставке.

В один из этапов перестройки по объективным причинам деятельность ВДНХ свернулась. И, что более печально, потерялись все плановые наработанные экономические и промышленные связи между предприятиями. На многих из них остановилось производство. Там, где оно сохранилось, существенно выросли цены на продукцию или снизилось ее качество. Через некоторое время стали возникать новые предприятия. Характерная черта того времени – неразбериха в сфере деловых связей, отсутствие твердых партнеров и, как следствие, проблемы со снабжением и производством собственной продукции, а также с ее сбытом.

В виде отклика на сложившуюся ситуацию в Красноярске на западный манер стали образовываться биржи и торговые дома. Появилась куча модных слов – маклеры, брокеры. Причем, никто не имел четкого представления, в чем заключается смысл деятельности людей, относящихся к этим новым профессиям. Кроме, наверное, того, что маклер должен ходить в белых носках и использовать в своей работе деревянный молоток.

Смысл работы бирж и торговых домов заключался в организации торгов и продаже продукции, за что они и брали с каждой сделки свои комиссионные. Торги проходили следующим образом: объявлялся лот, например 10 вагонов угля, объявлялась его начальная цена, в зале собирались покупатели – одновременно 10-20 человек. Но русский человек, он ведь со смекалкой дружит и эти вещи соображает быстро. В зал под видом покупателя пробирался продавец, во время первого тура торгов знакомился с покупателями, и сделки совершались вне стен биржи. В Красноярске с начала 90-х функционировало 7 бирж, не считая многочисленных торговых домов. Сейчас осталась одна только «Тройка», в которой на сегодняшний день проводятся электронные торги.

- В чем заключается принципиальное отличие ярмарок в целом и Красноярской ярмарки в частности от бирж и торговых домов?

- Как вы понимаете, жизнь скоро расставила все на свои места. Четко сформировалось понимание, что не надо вклиниваться в чужой бизнес. Есть одна русская пословица: «На рынке встречаются два дурака – один продает, другой покупает». На каких условиях произошла сделка, кто кого обольстил и какие дивиденды получил каждый из ее участников – это их личное и, причем, часто конфиденциальное дело. Мы никогда не вмешиваемся в этот процесс. На первых порах администрации Красноярска и края спрашивали с нас бланк-отчет о количестве произведенных на ярмарке сделок. Я даже не хочу узнавать это. Не это главное.

Центральная задача ярмарки – создание условий для наиболее оптимального выражения предложения каждого конкретного предприятия или фирмы, а также для его встречи со своими потенциальными покупателями.

На ярмарке люди увидели друг друга, обсудили возможное сотрудничество, осмотрели, потрогали и проверили продукцию - русский же человек пока не потрогает, не поверит - обменялись визитками, знают теперь, где друг друга найти. С этого момента они произведут сделки неимоверное количество раз. Не факт, что они должны совершить их в течение четырех дней проведения красноярской ярмарки.

Успех проведения профессиональной выставки измеряется не количеством заключенных непосредственно на ней сделок, а качеством презентации ее участниками своей продукции и определением грамотного соотношения цены и качества. На ярмарке производитель получает возможность рассказать о себе и о своей продукции, продемонстрировать свое предложение, найти партнеров и покупателей, и, что не менее важно, сравнить себя со своими конкурентами. Для покупателей ярмарка – это средство составить полное представление о рынке предложения интересующего его товара или услуги.

- Расскажите о том, как все начиналось?

- Первым генеральным директором и создателем Красноярской ярмарки был мой отец -Владимир Алексеевич Абросов. Ранее он работал в главснабе, занимался организацией плановых распределений сырья и продукции между предприятиями всего края. Вместе с ним на ярмарку пришла первая команда менеджеров, хотя они тогда еще и не знали, что есть такая профессия. Назывались они директорами выставок, директорами направлений. Кстати говоря, до сегодняшнего дня в крае не было еще ни одного профессионального выпуска из высшего учебного заведения по специальности "менеджер выставки". Первые специалисты, имеющие профильное образование, должны прийти на ярмарку в следующем году. Наше же 12-летнее становление пока проходит методом проб и ошибок.

- Как выглядели первые выставки?

- Выставки, которые проводились в самом начале, и те, что проходят сейчас, различаются как день и ночь. Первые выставки были универсальными. На них приезжали все желающие и выставляли свой товар. У нас даже поговорка осталась: «Дети-куры-гвозди-утки». Она неплохо отражает особенность проведения ярмарок того времени. Собиралось все, что можно – одежда, продукты, тут же рядом стояли станки, рядом лежал металлопрокат.

- С самого ли начала ваши выставки проводились во Дворце спорта?

- Да, Красноярская ярмарка с момента своего возникновения проходила во Дворце спорта имени Ивана Ярыгина. Площадка для проведения ярмарки подыскивалась очень долго. Нужно констатировать тот факт, и мы его постоянно поднимаем перед администрацией города и края, что в Красноярске нет нормальных выставочных площадей. Единственный приемлемый вариант – это Дворец спорта. Но и в данном случае существуют свои трудности: многие наши иностранные партнеры не желают принимать участие в выставках, которые проводятся в неспециализированном помещении.

- Как складываются взаимоотношения с руководством Дворца?

- Все 12 лет мы находимся в тесном взаимопонимании и хорошем контакте и с администрацией Дворца спорта во главе с Владимиром Георгиевичем Шваковым, и с училищем Олимпийского резерва (директор Виктор Георгиевич Личаргин), и с комитетом по физической культуре и спорту администрации края, председатель которого Геннадий Павлович Тоначев.

За это время Дворец спорта, к сожалению, потерял большинство тех прекрасных спортивных мероприятий, которые проводились раньше. Из крупных остался лишь гран-при имени Ивана Ярыгина. Демонтирована ледовая арена. Количество проводимых развлекательных мероприятий и концертов тоже снижается – заезжие эстрадные звезды требуют более специализированные площадки, другой уровень кресел, другой уровень акустики. Поэтому арендная плата, которую мы вносим за использование помещений дворца, приходится как нельзя кстати.

- Можно ли сказать, что ярмарка находится на пике своей деловой активности, или в ее истории были более успешные периоды?

- На этот вопрос сложно ответить однозначно. Было время, когда Красноярским краем, после того как он из закрытой территории стал открытой, интересовались более объемно. На наш рынок выходили серьезные иностранные фирмы. Многие из них начинали свое знакомство с регионом с участия в ярмарке. Мы организовывали крупномасштабные выставки, такие, например, как мебель Румынии, Югославская выставка. Сейчас интерес выровнялся, стал менее интенсивным, но более стабильным. Поэтому, если раньше в успешные годы мы проводили яркие и более доходные, но одноразовые мероприятия, то сейчас в течение уже достаточно длительного времени мы планомерно наращиваем мощности по каждой из всех выставочных тем. Всего их у нас 24, сейчас готовится первая выставка по 25-й теме. Среди них – как раз проходящие сейчас «Строительство и архитектура», «Деревообработка»; в феврале мы проводим медицинскую выставку «Енисеймедика» и 4-дневный специализированный медицинский форум «Золотой фонд здравоохранения».

- Расскажите подробнее о наиболее интересных выставочных темах...

- Бесспорно, достоин внимания «Золотой фонд здравоохранения». По этому форуму высказывались и президент России Владимир Путин, и наш губернатор Александр Хлопонин. Прозвучала мысль, которую я считаю совершенно правильной, что «Золотой фонд» - это в первую очередь люди, специалисты, работающие в сфере здравоохранения. И действительно, на данном форуме будет проводиться серьезный конкурс на лучшего в крае хирурга, лучшего педиатра и так далее – по многим другим медицинским специальностям. Причем, проведение этого конкурса и выдвижение кандидатов проводится без какого-либо дополнительного административного воздействия. Инициаторами выступают профессиональные общества врачей – офтальмологов, хирургов и многих других. Всего в конкурсе принимают участие 16 медицинских ассоциаций края. Лучшие по профессии специалисты и медицинские учреждения награждаются в 30-ти различных номинациях. Будут вручаться высшие награды Российской медицинской ассоциации за выдающийся вклад в развитие здравоохранения «Золотой скальпель» имени академика Б.С. Гракова, «Золотой стетоскоп» имени профессора В.А. Опалевой-Стеганцевой.

Кроме того, мы первые в сибирском регионе провели САКС – Сибирский аэрокосмический салон. Это единственный авиасалон в мире, который проводится с показом и аэродромной техники, и действий летного состава в условиях низких температур. Эта выставка интересна для очень многих государств – для Канады, Штатов, для всех стран Скандинавии и Европы в целом. Во время ее проведения Красноярск наполняется иностранцами и гостями из других регионов.

- Были ли в истории Красноярской ярмарки тяжелые периоды?

- Мы очень тяжело пережили дефолт 1998 года. Дело в том, что подготовительный этап выставки – не менее 6 месяцев. Наши планы, которые мы размещаем на сайте и в информационных материалах, определены, как минимум, на два-четыре года вперед. Здесь, кстати, в очередной раз встает проблема отсутствия собственных площадей, потому что ни Дворец спорта, ни спорткомитет края не могут сказать, как в ближайшие 5 лет будут расписаны соревнования и другие спортивные мероприятия. Естественно, со многими участниками ярмарки мы подписываем договора за полгода-год до прохождения выставки. Так было и в 1998 году. Мы приглашали людей, брали деньги за их участие, и давали гарантии на выполнение с нашей стороны условий договора. После дефолта стоимость наших обязательств возросла в 10 раз. Это был первый удар, так сказать, ниже пояса. Второй удар был следствием первого – в течение полугода после дефолта у ярмарки не было ни одного участника, так как обвал рубля ударил по всем. Но ярмарка, как вы видите, справилась и вышла из той черной полосы.

- Насколько активно интересуются ярмаркой посетители, и приходится ли вам заниматься их целенаправленным привлечением?

- Здесь сложно говорить однозначно. Многое зависит от темы выставки - насколько она актуальна и интересна для представителей бизнеса и потребителей. Выставка, посвященная, например, строительству, не требует каких-либо дополнительных энергетических затрат на привлечение посетителя. Строительная тематика всегда актуальна. Всем всегда интересно, какие появились новые окна, двери, новые возможности в строительстве – новые варианты креплений, отделочных материалов, кафеля, керамики. Этот список можно продолжать очень долго. Поэтому на таких выставках посетителей всегда очень большое количество.

Более тяжело, как это ни парадоксально, проходят выставки продукции предприятий легкой промышленности. Хотя, казалось бы, на выставке можно увидеть новые направления моды, ткани, изделия и технологические новинки, посетители идут на нее куда с меньшей охотой. Дело, по всей видимости, в том, что в России легкая промышленность находится пока в ужасном положении. Поэтому мы всегда проводим серьезную подготовительную работу по привлечению на нее посетителей.

- Посетителей Красноярской ярмарки можно условно разделить на две категории: непосредственные потребители и представители бизнеса. Как вы их привлекаете?

- Привлечением рядовых потребителей мы занимаемся постоянно. Это реклама в средствах массовой информации, вывески на Дворце спорта и стенды, информирующие о проведении выставки по той или иной теме. Как правило, этого достаточно, чтобы обеспечить стабильный приток на выставки этой категории посетителей.

С другой категорией мы занимаемся более адресно. У нас имеется обширная база собственных клиентов, принимавших ранее участие в наших выставках. Она насчитывает более 40 тысяч предприятий. При приближении срока проведения выставки по той или иной тематике мы обзваниваем всех, кому она может быть интересна, и приглашаем либо принять в ней участие, либо посетить ее, рассылаем также информационные письма. Кроме того, на сайте Красноярской ярмарки постоянно размещен календарный план наших мероприятий, с которым может ознакомиться любой желающий.

- Какие дополнительные услуги предлагает своим участникам Красноярская ярмарка?

- Красноярская ярмарка всё время своего существования являлась и будет являться гостиной города и края, местом, где представители красноярских фирм, а также фирм из других регионов Росси и из-за рубежа могут встретиться, познакомить друг друга со своим бизнесом, наладить партнерские отношения.

Кроме предоставления участникам площадей для их экспонатов мы также даем им возможность размещать свои информационные и рекламные материалы и прайс-листы на специально оборудованных столах и стендах у входа на ярмарку. Также мы предоставляем нашим клиентам конференц-залы и все необходимое оборудование для проведения семинаров, круглых столов, конференций и презентаций, обеспечиваем информационное сопровождение (объявления по громкой связи, включение в программу выставки, раздающуюся всем посетителям при входе).

Причем участники совершенно свободны в выборе сценария проведения своих мероприятий, который мы можем помочь им разработать. Всех участников выставки мы рассматриваем, как своих клиентов. Для гостей города мы обязательно проводим бизнес-встречу, фуршет, экскурсию по достопримечательностям Красноярска. Такой подход является одной из причин того, что большинство наших участников при выборе региона, куда им поехать, отдает предпочтение Красноярску.

- Какие еще факторы обеспечивают привлекательность Красноярского края для российского и иностранного бизнеса?

- Первый и главный фактор – это экономическая привлекательность края и Красноярска. Важно, что наш город находится в числе первых в России по уровню развития промышленности, уровню жизни, заработной плате, инфраструктуре. В Красноярском крае есть свой глинозем, алюминий, никель; есть мощные предприятия: как добывающие, так и производящие на основе этого сырья свою продукцию. Есть научно-производственное объединение Прикладной механики имени академика Решетнева, которое наладило устойчивый контакт с крупнейшим производителем средств спутниковой связи, французской компанией «Алкатель».

Вот для примера: НПО ПМ занимается сейчас изготовлением и запуском спутников связи, что имеет огромное значение для развития экономики края. Какой из зауральских регионов первым создаст на своей территории систему, принимающую сигналы таких спутников и транслирующую их по потребителям, тот и получит приоритет в развитии спутниковой связи. Сейчас в Москве вы можете купить спутниковую антенну почти на каждом шагу, прийти домой, укрепить ее на балконе и получить возможность смотреть 58 каналов. В Красноярске и других сибирских городах обычный смертный пока этого себе позволить не может.

В крае такую систему создать можно – у нас есть НПО ПМ, конструкторское бюро «Искра», радиозавод. Этот проект принесет сверхприбыль для тех, кто его реализует. Наиболее подходящие условия для этого в Красноярском крае. Похожая ситуация в очень многих сферах. Поэтому неудивительно, что нашим регионом активно интересуются и будут интересоваться представители бизнеса и из заграницы, и из других частей России.

Кроме того, край – самый богатый лесом регион России. Каждое четвертое дерево растет в Красноярском крае. Деревья – это единственное природное сырье, которое восстанавливается. При грамотном подходе бизнес, связанный с лесозаготовкой, деревообработкой и производством продукции из древесины, может принести и краю, и бюджету огромные доходы. Мы уже перестали являться сырьевой базой. Теперь продавать лес кругляком неинтересно ни власти, ни бизнесу. Китайские предприниматели, основные наши партнеры по лесному бизнесу, также изменили свою позицию. Они все больше ориентируются на выстраивание официальных взаимоотношений, на поиск стабильных партнеров, которые берут на себя ответственность и выполняют свои обязательства.

- Расскажите о том, как Красноярская ярмарка способствует развитию края?

- Начнем с самого простого. На сегодняшний день каждая наша выставка собирает около 300 участников. Львиная доля, около 80 %, это приезжие со всех регионов России и других государств. На стенде в среднем работают от 2 до 5 человек. Во время проведения Сибирского аэрокосмического салона от Конструкторского бюро Антонова участвовать в выставке приехали 34 человека. По самым скромным подсчетам на каждую выставку в Красноярск приезжают 600-800 человек. Они оплачивают дорогу, живут здесь неделю, а кто и больше, платят за гостиницу, приобретают продукты, ходят по общественным заведениям. Напомню, в год мы проводим свыше 20 ярмарок. Но это доходы третьего и четвертого порядка, которые приносит городу ярмарка. Самое главное, что каждый из них, приезжая в Красноярск, привозит свою продукцию, новые технологии, многие из которых являются ноу-хау. Их приобретение и применение здесь является своего рода инвестициями в экономику края.

- Каково место ярмарки в процессе привлечения в край денег и реализации инвестиционных проектов?

- Каждый, кто приезжает в Красноярск для участия в ярмарке, говорит об открытии здесь своего представительства. Недавно у нас была делегация из Тайваня, которую возглавлял представитель королевской фамилии. Центральный вопрос, интересовавший членов делегации, во время их посещения выставки, был о том, в какое производство можно вкладывать деньги. Точно так же Красноярский край на сегодняшний день интересен Китаю, Корее, Японии. Представители этих государств очень частые гости на Красноярской ярмарке, так как, общаясь со специалистами наших предприятий, они могут в минимально короткий срок составить представление об экономике региона по интересующим их отраслям, а также обзавестись первыми деловыми связями.

- Приведите примеры конкретных результатов своей деятельности.

- Сейчас в Красноярске работает огромное количество представительств различных российских и иностранных компаний. Каждое из них занимается продвижением на территории города и края своей продукции или услуг. Открываются магазины. Подавляющее большинство вышеобозначенных компаний начинало свое знакомство с регионом именно с Красноярской ярмарки.

Кроме того, многие местные производства являются совместным предприятиями, запущенными с помощью привлечения иностранного капитала. Особенно это относится к предприятиям, производящим пластиковые окна, мебель, занимающимся обработкой дерева. Роль ярмарки в привлечении этих инвесторов так же велика. Еще раз отмечу, Красноярская ярмарка по праву может называться гостиной края.

- Сотрудничаете ли вы с администрациями города и края, и если да, то в чем заключается это сотрудничество?

- Во-первых, мы выполняем их заказы. Специалисты Красноярской ярмарки организовывали и вывозили экспозиции, посвященные Красноярскому краю, на выставки, проходившие в Питере, Москве, Салониках, в городах Германии и Японии. Цель - презентация региона. В этом году, я думаю, масштабы такой работы будут не меньшими, потому что 2004 год – это год семидесятилетия Красноярского края.

Во-вторых, администрация оказывает нам серьезную постоянную поддержку в проведении ярмарок. Фактически на каждой выставке мы пытаемся ввести в ее атмосферу какой-нибудь элемент конкурса, соревновательности. И поддержка администрации здесь весьма кстати. В наших дипломах, которыми мы награждаем номинантов, всегда стоит указание на соответствующее управление или департамент с подписью его руководителя. Часто параллельно с проектами администрации проводятся наши выставки по аналогичной тематике. Многие свои проекты мы выполняем под Постановление администрации Красноярского края. Представители руководства администрации края и города, Заксобрания часто открывают наши выставки. Такое взаимодействие в целом повышает статус ярмарки и оказывает положительное влияние на формирование ее имиджа.

- Расскажите о перспективах Красноярской ярмарки и о своих планах по расширению ее деятельности?

- Учитывая, что сейчас экономика края развивается стабильно и резкого роста не предвидится, то основным источником для расширения нашей деятельности является привлечение к участию в ярмарке иностранных фирм и компаний из других регионов России. Основная трудность на этом пути – отсутствие собственного культурно-выставочного комплекса. Тот факт, что мы арендуем выставочные площади, приводит к двум негативным последствиям: во-первых, многие крупные фирмы отказываются выставлять свои экспонаты в неспециализированных помещениях, и, во-вторых, мы не можем предоставлять 100-процентные гарантии по срокам проведения выставок на длительное время вперед, потому что зависим от расписания спортивных мероприятий. Поэтому строительство собственного комплекса является главным условием нашего дальнейшего развития. У нас уже все к этому готово – проект здания, необходимые для строительства средства. Вопрос упирается в место.

По моему мнению, в Красноярске имеется лишь одно полностью подходящее для этого место – это остров Отдыха. Здесь имеется шикарнейшая и ничем не занятая территория. Кроме того, это единственное место, где можно выполнить любой объем парковки личного автотранспорта без нарушения движения по центральной магистрали. Опыт проведения во Дворце спорта крупных соревнований и наших ярмарок подтверждает это. В-третьих, остров – географический центр города, что представляет удобство для посещения ярмарки гостями и жителями города. Но проблема в том, что пока нет вариантов землеотвода. Мы ведем переговоры с департаментом градостроительства администрации Красноярска и непосредственно с его директором Анатолием Григоренко, но пока безуспешно.

- Разрешите несколько вопросов, не относящихся к работе. Как Вы предпочитаете отдыхать?

- Самый хороший отдых – это смена работы. Я по профессии хирург-онколог, у меня высшая категория. До сегодняшнего момента я продолжаю оперировать, хотя и занимаюсь этим гораздо меньше, чем раньше. Вставая за операционный стол, ты забываешь обо всем, что не связано непосредственно с операцией. В это время ты погружен в процесс на все 250 процентов и головой, и руками, и всеми мыслями.

Летом люблю бывать на Красноярском море. У меня есть лодка с парусом. Лодочка небольшая, и когда на море крутит, то отключаться тоже получается. Если задумаешься о чем-то постороннем, то можешь вылететь за борт или получить какой-нибудь подвижной частью лодки по голове.

- Я слышал, Вы увлекаетесь пчеловодством, можете рассказать об этом подробнее?

- Увлекся я пчелами действительно необычно. В свое время, еще когда занимался только медицинской деятельностью, я переболел гепатитом. У этой болезни есть одно очень неприятное побочное следствие - белирубимия, когда человек на некоторое время становится похож на ребенка. Я отлично помню, что в период болезни мне до ужаса было жалко волка из мультфильма «Ну, погоди!». Мне казалось, что заяц – это изверг, который над ним издевается. И в этот момент мне под руку попалась книга про пчел. Я прочитал ее, потом прочитал все, что смог еще найти по этой теме, и к концу своего больничного изготовил улей. Установил его у себя в деревне, потом поехал и купил пчел. И вот с тех пор уже лет 9 или 10 я занимаюсь с ними и получаю от этого большое удовольствие.

 

Беседовал Игорь Исеев

Рекомендуем почитать