>
>
Прошлой ночью в Нью-Йорке/ Last Night

Прошлой ночью в Нью-Йорке/ Last Night

17.01.2011
10

Режиссер — Мэсси Таджедин
В ролях: Кира Найтли, Сэм Уортингтон, Ева Мендес, Гийом Кане

Продолжительность — 95 мин

Нью-Йорк тут традиционно ни при чём. Понятно, его статус вечного плавильного котла всех наций мира мог бы объяснить, как могли сойтись в любовном четырехугольнике англичанка, француз, австралиец и кубинка — но это всё соображения внешние, к самому фильму отношения не имеющие. Потому что у режиссера и сценаристки Мэсси Таджедин (иранского, кстати, происхождения) на уме были вовсе не культурные связи, а кое-что попроще.

Максимально будничное название — «Прошлой ночью»; можно вообще бесхитростно сказать «Вчера» — было выбрано не зря. История здесь одновременно проста и бесконечна, как сама жизнь — он, она, и кто-то ещё. В фокусе — две ночи вроде бы вполне благополучной семейной пары (Найтли и Уортингтон). В первую после вечеринки она устроит ему скандал в связи с тем, что со своей незамужней сексуальной коллегой (Мендес) он общался чуть нежнее, чем следовало бы. Вторую ночь он проведёт в командировке, в компании всё той же коллеги, на которую после ссоры с женой внезапно посмотрит немного иначе, чем раньше, в то время как к ней внезапно заглянет на огонёк былая любовь (Кане).

Самое поразительное в «Прошлой ночи» — это та чуткость, которую проявляет Таджедин при её довольно небольшом опыте (на момент съемки фильма ей было 30 лет, и это была её первая режиссерская работа). С таким сюжетом легче легкого съехать в целую кучу трудно выносимых крайностей — устроить громогласную истерику на полтора часа, впасть в показательное морализаторство, удариться в болезненное психологическое самокопание. Таджедин же избегает их всех и аккуратно выдерживает удивительную прозрачную интонацию. «Прошлой ночью» ни в кого не тычет пальцем, и в то же время не прикидывается, что знает какие-то правильные ответы — скорее, он честно и спокойно пытается сказать, что никаких правильных ответов не бывает.

Весь фильм построен на предельно простых, будничных вещах — люди гуляют, сидят за столом, выпивают, разговаривают, смотрят друг на друга. Но благодаря параллельному монтажу двух одновременно развивающихся историй в «Прошлой ночи» в какой-то момент появляется совершенно особое напряжение. Ты одновременно знаешь, куда всё идёт, и не очень уверен в том, что идёт всё именно туда, и испытываешь некоторые сомнения в том, хорошо это будет или плохо, если всё туда таки придёт. И к чести фильма, при всей ограниченности вариантов «Прошлой ночью» всё же разрешается не совсем так, как ожидаешь.

Финал здесь и вовсе замечательный — фильм обрывается в буквальном смысле на полуслове, но так, что ничего добавлять уже и не надо. Это всё-таки настоящее мастерство — вот так взять заезженную, банальную тему и поговорить негромко, спокойно, красиво и по-человечески честно.

Вердикт Кочерыжкина — элегантная взрослая мелодрама про отношения

Рекомендуем почитать