На рынке телекоммуникаций очередные перемены. Интернет-провайдеры продолжают объединяться. Эксперты отмечают, что процесс слияния и переход операторов связи на мультисервисное обслуживание — нормальный процесс, который ведет к оздоровлению рынка.
Купля-пропажа
На минувшей неделе «Сибирьтелеком» официально объявил о том, что заключил сделку с красноярским интернет-провайдером KrasLan (читай «купил»). Как официально подтверждают представители «Сибирьтелекома», главная цель договора — абонентская база широкополосного доступа в интернет, которая составляет порядка 23 000 пользователей, и кабельного телевидения (около 8 000 пользователей). И на этом оператор не намерен останавливаться: руководство компании признает, что возможность аналогичных сделок с другими местными провайдерами в этом году не исключена.
И это только начало, рассказали Newslab.ru эксперты. Конкуренция на местном рынке интернет-связи продолжает расти. На сегодняшний день в городе больше 70 фирм, специализирующихся на данном направлении. Из них, правда, доминирует лишь несколько крупных местных операторов (по неофициальным данным, самые влиятельные из них: группа компаний «Максима», «Интертакс», «Орион-телеком», «Игра-сервис», «Мультима», «Растр») и, конечно, федеральные гиганты.
— Красноярский рынок по развитости находится примерно на втором уровне. Первый — Москва и Петербург, второй — Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и еще несколько городов, — анализирует ситуацию генеральный директор ЗАО «Интертакс» Андрей Тараник. — Мы выглядим прогрессивнее многих аналогичных по числу жителей городов, в основном, благодаря доминирующей доле так называемых «независимых провайдеров», не аффилированных с традиционными связистами. Это обеспечивает как интенсивность конкуренции, так и многообразие дополнительных услуг.
К слову, многие операторы, как местные, так и федеральные, активно расширяют спектр услуг: крупные игроки предоставляют и доступ в Интернет, и стационарную телефонию, и подключение к кабельному телевидению. Процесс этот в последние годы набрал серьезные обороты: за мультимедийными развлечениями разного рода будущее, отмечают бизнесмены.
— Как это произойдет, не так важно, но интернет, телефон и телевидение сольется в общие коммунальные услуги примерно с тем же охватом и качеством, — рассуждает Тараник. — Соответственно, большинство крупных провайдеров это будущее видит и к нему готовится.
Прошу на выход
Многие эксперты сходятся во мнении, что рынок сегодня перенасыщен. Однако сфера связи остается прибыльной, интерес клиентов к услугам продолжает расти, но количество потенциальных абонентов ограничено. Обороты на рынке по-прежнему увеличиваются, хотя уже не теми темпами, что раньше. Из-за конкуренции чистая прибыль компаний либо держится на одном уровне, либо постепенно падает. А потому прогноз для маленьких предприятий неутешительный: рано или поздно почти все местные игроки уйдут.
— Крупных игроков и сейчас не больше семи, останется же четыре-пять, не считая «сотовиков», — говорит Андрей Тараник.
У других экспертов прогнозы не столь пессимистичные.
— Через некоторое время основная доля рынка будет занята пятью-семью крупными компаниями, — прогнозирует пресс-секретарь «ЭР-Телеком Холдинг» Валентина Бурмакина. — Но при этом останутся несколько небольших провайдеров с абонентской базой не более 500-1000 абонентов.
Нож к горлу
В свете таких перспектив уже сейчас игроки ведут настоящие войны за клиентскую базу: режут сети конкурентов, портят аппаратуру.
— «ЭР-Телеком» неоднократно фиксировал факты вандализма в отношении своего оборудования. В результате у наших абонентов возникали проблемы доступа в Интернет, — сетует Бурмакина. — Можно предположить, что цель таких действий — вызвать негативную реакцию жителей в отношении оператора, поэтому со своей стороны мы стремимся ликвидировать последствия действий вандалов в максимально сжатые сроки.
Хотя большинство экспертов все же сходятся во мнении, что исход конкурентного противостояния решат другие, цивилизованные методы.
— Связь — рынок интеллигентный, войны здесь обычно проходят в холодном режиме слияний и поглощений, — говорит Тараник. — Тенденции закономерны — крупные будут скупать мелких, средние — уходить в технологические или территориальные ниши. Вполне здоровый и полезный для рынка процесс.
Кира Сергеева, интернет-газета Newslab.ru