Это можно смело назвать энергетической реформой: запрет на покупку ламп накаливания, повсеместная установка приборов учета, энергетическое обследование жилого фонда и организаций и пр. И все бы ничего, но оказалось, что некоторые новые технологии ни власти, ни бизнесу сейчас не по зубам.
Любят власти монументальность. Даже в названиях. Вот и люди, которые занимаются реализацией президентского закона об энергосбережении и энергоэффективности, назвали себя «секцией по вопросам экономики, собственности и природных ресурсов Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края». На заседание секции, которое прошло 26 января, пригласили депутатов краевого парламента, глав районов и муниципалитетов, жилищников, представителей министерств.
Экономнее остальных
— Энергоэффективность нашего производства, к сожалению, пока еще очень высока, — выдал желаемое за действительное депутат Михаил Васильев в приветственной речи, но тут же поправился. По словам Васильева, из-за низкой энергоэффективности краевые предприятия становятся неконкурентоспособными, а значит регион «теряет рабочие места», «объемы производимой продукции», «качество жизни при этом тоже не улучшается».
Для решения президентских задач власти приняли специальную программу в области энергосбережения с общим финансированием в 11 млрд. рублей (из краевой казны выделят 1,538 млрд). Подобные программы разработали и на местах — 61 муниципалитет. Министр промышленности и энергетики Денис Пашков в своем докладе заметил, что регион шагает если и не опережающими темпами, то в поставленные федеральными властями сроки укладывается точно. Для сравнения: аналогичные региональные программы утверждены только в 80 % субъектов, а муниципальные — в 50 %.
Также Пашков рассказал о графике установки приборов учета тепловой энергии и холодной воды в краевых муниципальных бюджетных учреждениях. По словам министра, «неучтенными» остались не больше 10 % всех объектов. Основное отставание на Севере края, где проводить работы можно только при соответствующих температурах.
Дорогие «пилоты»
По поручению губернатора Льва Кузнецова в крае уже успели запустить пилотные проекты по энергоэффективности. По словам Пашкова, были отобраны типовые здания и сооружения — школа (школа № 63 в Красноярске), больница (Краевая клиническая больница № 2) и детский сад (ДС № 265 в Красноярске) — в которых реализовали «энергетические» мероприятия. Промежуточные итоги: экономия тепловой энергии до 30 %, холодного водоснабжения — до 25 %, «света» — до 15 %.
— При реализации мы выявили ряд нюансов, которые не позволяют достигнуть желаемого эффекта, — внес ложку дегтя Пашков. Он рассказал, что 1 января к холодному водоснабжению одного из перечисленных объектов подключились «нахлебники» — пекарня и жилой дом. Так что в данной ситуации главная сложность заключается не в энергоэффективных технологиях и их реализации, а в последующем контроле. Хотя не только в этом. Во время совещания на улице светило яркое солнце, в зале — яркие энергосберегающие лампы. Окна, по традиции, были зашторены.
Впрочем, есть еще один нюанс — окупаемость. Проект в области наружного освещения власти реализовали в Боготоле. Экономия потребляемых энергоресурсов составила почти 70 %, заявил министр. И все бы ничего, но новое оборудование будет окупаться 10 лет. Денис Пашков, однако, уточнил, что дело здесь не столько в дороговизне оборудования, сколько в низких тарифах на территории края.
— Если бы это сделать в Москве и Московской области, срок окупаемости составил бы не более четырех лет, — привел пример министр. — Но там и тарифы выше.
Отвечая на вопросы депутатов уже после всех докладов, министр привел еще один пример: по его мнению, энергосберегающее оборудование сейчас как компьютеры «-дцать» лет назад — стоили дорого, продавались плохо, сейчас подешевели, потому и есть практически у каждого.