Взрыву на Фукусиме до Чернобыля далеко. Непосредственной опасности от радиационных выбросов с японской электростанции для Красноярского края нет, уверяет ведущий специалист филиала ФГУП «Природа» Виталий Коваленко. Но в регион могут попасть радиоактивные товары и продукты с востока.
Точка кипения
Авария на атомной электростанции Фукусима в Японии - одна из самых обсуждаемых тем. Весь мир боится распространения радиации. ЧП даже пытаются сравнить с Чернобыльской аварией. Что общего между двумя взрывами, кроме радиационной угрозы?
Пока, слава Богу, авария в Японии не достигла масштаба чернобыльской. В Украине произошла ядерная авария: из-за бесконтрольно быстрого разгона реактора повысилась температура, вода, содержащаяся в реакторе, вскипела, и произошел паровой взрыв. Он был настолько мощным, что реактор разрушился, пострадала электростанция, а выброс большого количества радиоактивных веществ достиг высоких слоев атмосферы. И именно поэтому имел такие тяжелые последствия.
После Чернобыля было принято решение о создании 30 километровой защитной зоны вокруг опасных объектов - это та зона, на которую радиоактивный след протянется в любом случае, не зависимо от силы взрыва. А значит, в случае ЧП с этой территории, возможно, потребуется неотложная эвакуация населения. Сегодня в Японии этот километраж подтверждается: людей уже эвакуируют с 26 километровой отметки - потихоньку подбираются к той цифре, которая была утверждена советскими учеными. За пределами зоны обстановка не такая опасная: радиационный фон непосредственно не угрожает жизни людей. Здоровью - да, но не жизни.
Но тогда, опять же вернемся к Чернобылю, выброс был настолько высоким, что воздушные слои отнесли его довольно далеко. Он затронул и Восточную и Западную Европу. До сих пор радиоактивность дикоросов (ягод, грибов), мяса диких животных, например, в Германии гораздо выше, чем тех же продуктов в Красноярском крае. Произошло загрязнение и значительной части европейской части России.
А в Японии картина похожая?
То, что происходит в Фукусиме, тоже очень неприятно. Но до Чернобыля этой ситуации далеко. В Японии произошли взрывы гремучего газа: от них также рушится электростанция, но энергии выделяется значительно меньше. И опасные вещества поднимаются в относительно низкие слои атмосферы. К тому же, как недавно передали СМИ, ядерные блоки уже полностью свободны от воды. А значит, когда реактор начнет разрушаться, его материалы будут плавиться, но термического взрыва не произойдет. Если воды нет, взрываться нечему, сами сплавы ни разу взрывной реакции не вызывали. Вероятно, их поместят под специальный защитный саркофаг, на том дело и закончится.
Хорошо, что не лето
Но выброс был. Стоит ли жителям Сибири, Красноярского края опасаться, что радиоактивные вещества достигнут и нашей территории?
Пока мы имеем дело с локальными выпадениями, которые еще и по территории Японии распространились не в полном объеме. Но даже если бы произошла авария типа чернобыльской, нам бояться за радиационную ситуацию в Красноярском крае нет необходимости. Выбросы переносятся воздушными массами, а они с Тихого океана территории нашего региона никогда не достигают. Перенос воздушных масс практически всегда идет с запада на восток. Предположим, что выброс очень велик, и он сможет пройти через США, Атлантику и Европу. Даже если он достигнет России и попадет в Сибирь, его количество уже будет настолько незначительным, что мы этого не почувствуем. После Чернобыля в Красноярске отметили двух - трехдневное незначительное повышение гамма-фона, который не везде зафиксировали.
Но это гипотетическая ситуация. А на сегодняшний день, кто в непосредственной опасности?
Пока в непосредственной опасности сама Япония. Но даже в Токио, который расположен в 200 километрах, увеличение радиационного фона пока невелико, хотя иностранные государства и эвакуируют свои посольства.
На счастье Японии... Хотя мне трудно понять, как можно было построить реакторы прямо на побережье. Всем ведь известно, что именно оно в первую очередь подвержено землетрясениям. Так вот, на счастье Японии, электростанции стоят на восточном побережье. Пока весь радиоактивный материал сносится в сторону Америки, Мексики. Конечно, изменение ветра может привести к чему угодно. Если бы это была вторая половина лета, ситуация была бы очень опасной для российского Дальнего Востока. Это сезон тайфунов, которые зарождаются в Южном океане, проходят через Японские острова и подходят к российским берегам. Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатка, Сахалин, Курилы оказались бы в опасной зоне. Пока, слава Богу, весна. Господствует направление ветра с севера на юг и с запада на восток.
И все же России следует обеспокоиться защитой от возможной смены ветров?
На территории Дальнего Востока, Камчатки, Курил организована мощная система наблюдения. Ветер может изменить направление, такое бывает даже зимой. Если это произойдет, трудно прогнозировать, какое количество радиоактивных материалов поступит на территорию нашей страны.
Под ударом - США
А вот США, похоже, стоит волноваться...
Локальный след действительно может протянуться на несколько тысяч километров, перекинуться через Тихий океан и попасть на территорию США. Такова уж их география. Правительство США до сих пор обвиняет своих предшественников, которые, создавая ядерное оружие, разместили все базы на западе материка. В случае чего, под ударом окажется вся страна.
Сколько лет будет нейтрализоваться след этого выброса, например, в США?
Очень долго. По интенсивности осадок будет небольшой, но распадаться он будет годами. Полураспад многих продуктов радиоактивного вида - 30 лет. То есть через 60 лет радиоактивность снизится только в четыре раза, на жизнь новорожденного ребенка хватит.
Но опять же, в США попадет не так много отходов. В Японии последствия предвидятся более тяжелые. К тому же в 30 километрах от Фукусимы будет образована зона отчуждения, что, конечно, станет трагедией для страны. Как мы знаем, территория государства небольшая, плотность населения велика, а мест, пригодных для жизни не так уж и много.
Зараженная рыба на прилавках
Значит, России все же беспокоиться не о чем?
Нам стоит озаботиться двумя вещами. Во-первых, усилением радиометрического контроля. После ликвидации аварии в Японии останется очень много радиоактивного металлолома, который скорее всего пустят в переплавку. Мы в Красноярске нередко сталкиваемся с радиоактивностью различных металлических изделий, привезенных из других стран. Кроме того, потребуется дополнительный контроль над рыбой, которая вылавливается, в частности, в Охотском море.
Предполагаю, что после недавних событий в Японии мы будем усиливать и контроль над радиоактивностью в нашем регионе. Последние годы в стране царит некая эйфория: ошибки Чернобыля кажутся далеко в прошлом, строятся новые атомные электростанции. Ошибки соседей должны нас вернуть с небес на землю.
Сегодня в крае контролируют радиоактивный фон?
Года четыре назад в регионе была создана Краевая автоматизированная система контроля радиационной обстановки - КрасАСКРО. В радиусе ста километров вокруг Горно-химического комбината непрерывно контролируется значение гамма-фона. Данные ежедневно поступают на стол министру природных ресурсов и в другие заинтересованные организации. В свое время было очень много споров, а нужно ли создавать эту систему. Решили создать и сделали правильно.
Краю также повезло и в том, что за время эксплуатации ГХК, не произошло ни одной аварии, в отличие от аналогичных предприятий в Томской, Челябинской областях. В Красноярском крае уже много лет радиационная обстановка удовлетворительная. Но в скором времени, вероятно, система контроля в регионе будет расширена. Пока, например, не охвачен юг края, а самая северная точка контроля находится в Лесосибирске. А ведь для нас могут быть опасными и завод в Северске Томской области, и Ангарский завод. Не стоит забывать и про Китай.
А Китай-то тут причем?
КНР не всегда делает предсказуемые шаги по созданию оружия массового поражения. Если они начнут проводить испытания... Аналогично - Пакистан, Индия, Израиль, говорят, и Иран занимается созданием ядерного оружия. И любые следы, которые останутся от этих работ, опять же потянутся с запада на восток. Красноярский край спасает то, что он расположен севернее, но южные районы края, тем не менее, могут попасть в зону распространения.
Еще в крае существует порядка 15 постов наблюдения за радиацией, принадлежащих самому Горно-химическому комбинату. И точки наблюдения минздравсоцразвития. Хотя не думаю, что заводу грозит опасность. Все-таки живем в относительно несейсмоактивной зоне.
Как же февральские землетрясения, которые произошли в нашем регионе?
Да бросьте. У нас землетрясения могут произойти в Саянах, на Алтае, на Байкале... До нас отголоски свыше 6 баллов вряд ли докатятся. А такие заводы строятся с запасом прочности, они и в восемь баллов должны устоять.
А если вдруг? Какие территории в опасности?
До 2000 года в непосредственной опасности находились все населенные пункты, находящиеся в зоне Горно-химического: Сосновоборск, Сухобузимское, Атаманово. Чуть больше 100 тысяч населения, не считая жителей самого Железногорска. Теперь реакторы остановлены, опасность снята. Осталось еще несколько отложений в пойме реки Енисей, но они постепенно нейтрализуются.
Кира Сергеева, интернет-газета Newslab.ru
P.S. Главное управление МЧС России по Красноярскому краю обратилось к жителям региона, родственники которых находятся на территории Японии и желают вылететь в Россию. Для этого необходимо незамедлительно позвонить на телефон доверия ГУ МЧС по номеру 227-09-19 и предоставить требуемые для оказания помощи в эвакуации данные.