Главная
>
Статьи
>
Исходный код/ Source Code

Исходный код/ Source Code

04.04.2011
22

Режиссер - Данкан Джонс
В ролях: Джейк Гилленхоол, Мишель Монаган, Вера Фармига, Джеффри Райт
Продолжительность - 99 мин

После замечательной дебютной «Луны» молодого фантаста Данкана Джонса записали в многообещающие авторы. В первую очередь за его несколько старомодные представления о прекрасном - в том смысле, что фантастику он понимал, прежде всего, как пространство интересных идей, а не как бесконечное поле битвы с членистоногими инопланетянами и гигантскими роботами. «Исходный код», вторая картина Джонса, может, никак и не расширяет наши представления о её авторе - но и не заставляет пересматривать их в худшую сторону.

На первый взгляд кажется, что в ДНК «Исходного кода» куда больше от привычного фантастического блокбастера, нежели от камерной «Луны» - взрывы, террористы, беготня с пистолетом, все дела. На деле же Джонс очень осторожно расширяет пространство действия своих фильмов. Если в «Луне» было, грубо говоря, полтора места действия (лунная база и немножко вездеход), то в «Коде» их уже целых три. Вагон поезда, куда раз за разом отправляют сознание капитана Стивенса (Гилленхоол), чтобы он за восемь минут до взрыва успел найти подрывника, непонятная капсула, в которой болтается сам Стивенс, и командный центр, откуда он получает приказы от капитана Гудвин (Фармига) и доктора Ратлиджа (Райт).

Да и взрыв, если присмотреться, в «Коде» всего один - просто Джонс умело вертит им, показывая несколько раз с различных точек зрения. И Джонсу, что поразительно, хватает - если бы его намерения исчерпывались желанием наглядно продемонстрировать потенциальным будущим работодателям в лице крупных студий, как легко он может собрать прилично выглядящий блокбастер со спецэффектами из всего одной катастрофы, «Исходный код» следовало бы признать состоявшимся на все сто. К счастью для всех нас (включая и студии), они этим не исчерпываются.

Ещё одно хорошее джонсовское свойство, перекочевавшее из «Луны» в «Код» - это его отношение к неожиданным поворотам сюжета. И там и тут имеются моменты открытия важнейших вещей, с которыми постановщик порасчётливее тянул бы до последнего, дабы под занавес устроить зрителям большой «та-дам», в шьямалановском духе. Но не Джонс - он вот уже второй раз выкладывает карты на стол спокойно, без театральных жестов. Просто потому, что его интересует не «та-дам» сам по себе, а последствия этого открытия, в первую очередь для героя, для его восприятия себя и собственных действий. И в этом желании Джонса дать героям разобраться в себе и своих обстоятельствах чувствуется нешуточное авторское благородство.

Да, ближе к финалу «Код» немножко съезжает с рельс, потому что его начинает тянуть в разные стороны одновременно - и в высоколобую научную фантастику с множеством терминов, и в несколько сентиментальную историю в духе «с любимыми не расставайтесь». Но вот правда - когда нужно решить, кому лучше отдать своё сердце, честному интересному фильму, который в попытке поговорить сразу о многом немного захлёбывается и путается в словах, или какому-нибудь бездумному жанровому развлекалову, наваливающему спецэффект за спецэффектом, даже странно задумываться дольше секунды. «Исходный код», мы с тобой.

Вердикт Кочерыжкина - честный фантастический триллер с идеями и сердцем

Рекомендуем почитать