>
>
Расплата/ The Debt

Расплата/ The Debt

18.07.2011
11

Режиссер — Джон Мэдден

В ролях: Хелен Миррен, Джессика Честейн, Сэм Уортингтон, Мартон Чокаш, Том Уилкинсон, Киаран Хайндс, Джеспер Кристенсен

Продолжительность — 114 мин

Старомодный триллер с политическими мотивами и взрослыми персонажами, сделанный с оглядкой на лучшие образцы жанра из семидесятых годов — это вроде бы всегда очень здорово. Англичанин Джон Мэдден, постановщик художественного фильма «Расплата», знает, что мы так думаем, и почти два часа пытается убедить нас, что его «Расплата» как раз такой триллер и есть. У него почти получается.

«Расплата» обладает всеми формальными признаками респектабельного триллера, желающего поговорить о важных вещах. Грамотно подобранный состав хороших артистов из разных стран, причем сразу в двух поколениях — англичане Миррен и Уилкинсон, ирландец Хайндс, австралиец Уортингтон, прекрасная молодая американка Честейн, которой в ближайшие несколько лет будет очень много. Серьёзная тема — здесь агенты МОССАДа ловят нацистского преступника. Интересно устроенная структура — фильм ловко чередует два пласта событий с 30-летней разницей.

Крепкое, профессиональное исполнение — уверенная операторская работа, замечательная тревожная музыка композитора Томаса Ньюмана. Грамотно выстроенный баланс жанровой интонации — там, где нужно, «Расплата» не чурается взрывного действия (есть тут и перестрелки, и драки с применением острых медицинских инструментов), но в то же время львиную долю фильма занимает тщательно продуманная психологическая дуэль между юными израильскими шпионами, чья уверенность в собственных действиях изрядно подтачивается тем, что многое из ими запланированного отказывается идти по плану, и матёрым гадом, тонко чувствующим слабости противника.

Иначе говоря, в запасе у «Расплаты» полный набор поводов провозгласить её фильмом замечательным и важным — тем удивительнее, что сделать это никак не получается. И ответ на эту загадку, думается, кроется в имени постановщика фильма. Англичанин Мэдден, ветеран английского телевидения — человек, одинаково легко берущийся за самые разные истории; за ревизионистские исторические драмы («Влюбленный Шекспир») и психологические триллеры про математику («Доказательство»), брутальные триллеры про бандитов и заложников («Киллер») и сусальные мелодрамы на фоне военных событий («Мандолина капитана Корелли»). Мастер на все руки, увереннее всего работающий с экранизациями — книг, пьес, чего угодно. И почти не дающий повода заподозрить его в наличии очевидных собственных убеждений.

«Расплата» сделана по мотивам одноименного израильского фильма — и Мэдден работает с этим материалом с привычным профессионализмом высококлассного экранизатора. Подбирает состав, выстраивает структуру, и далее по списку, приведенному парой абзацев выше. Но при этом полное ощущение, что если задать ему прямой зрительский вопрос «А ради чего стоит это всё смотреть?», простого и внятного ответа у Мэддена не найдётся. То есть, он легко процитирует что-нибудь из пресс-релиза про трагедию еврейского народа, ужасы нацизма и всё такое прочее — но для него самого это такие же внешние, умозрительные вещи, как и для каждого из нас. Потому-то «Расплата» при всём своём профессионализме и высоком качестве оставляет настолько мало в сердце.

Вердикт Кочерыжкина — взрослый триллер — умный, грамотный, выверенный, холодный, пустой

Рекомендуем почитать