Главная
>
Статьи
>
«Пушкин», Театр Сергея Безрукова

«Пушкин», Театр Сергея Безрукова

07.11.2011
10

Те из нас, кто читал замечательный очерк Цветаевой «Мой Пушкин», знают, что фамилия великого русского поэта повторяется там очень много раз. Столь же часто это слово повторяется героями спектакля «Пушкин», который в минувшее воскресенье в БКЗ демонстрировал Театр Сергея Безрукова, но ни харизмы, ни лиричности сей факт общему делу не добавляет.

Как и большинство зрителей, забивших БКЗ до отказа, я шел не на спектакль, а на фамилию (и вовсе не ту, что значилась в названии). В этом отношении жаловаться было бы грешно: четыре с половиной часа яркого и интересного Безрукова, порхающего по сцене в халате и бакенбардах, с юношеским задором декламирующего пушкинские строки — само по себе зрелище замечательное. Другое дело, что мой взгляд все беспокойнее переползал на циферблат часов — неподалеку бурлила Музейная ночь. А когда человеку хочется бежать с дорогого столичного спектакля на доморощенное мероприятие — это вполне очевидный симптом.

Возможно, на качество постановки повлияло то, что сделана она по далеко не самой чудесной пьесе «И жизнь, и слезы, и любовь» авторства Виталия Сергеевича Безрукова. Некоторые критики, не стесняясь, называют сей опус графоманством. Не первый уже альянс отца с сыном вновь, как и в случае с телевизионным «Есениным», вышел сомнительным, и каждый из них вложился в эту сомнительность, что называется, от души.

Единственное достоинство текста, пожалуй, в том, что он охватывает солидный кусок из жизни поэта, начиная с его ссылки в Михайловском и заканчивая дуэлью с Дантесом. Более десятка лет, представьте, за которые Пушкин, не успев на Сенатскую площадь, успел жениться и написать наиболее значимые свои произведения. Но не торопитесь сожалеть, что не захватили на спектакль своего ребенка-школьника. Литературное наследие представлено здесь своеобразно: в основном, в виде сухих статистических сводок, которые генерал Бенкендорф зачитывает императору Николаю I, или воспоминаниями друзей и недругов: им, понимаете ли, вдруг захотелось зачитать что-то из «любимого Пушкина». Иван Пущин, приехавший перед мятежом попрощаться с опальным поэтом, говорит чуть ли не одними цитатами из стихотворной классики. Основной упор сделан на личную жизнь поэта: его донжуанство всячески подчеркивается, достигая той грани, за которой естественная зависть сменяется легким раздражением.

Со своей стороны, сын, выступивший и режиссером, и главным героем спектакля, все слабости текста умело усугубил. Михайловское, публичный дом в Петербурге, посиделки с друзьями, балы, сцены с Гончаровой — все это рассыпается набором глянцевых открыток, сделанных в студии за какую-то четверть часа. В спектакле нет времени, а в образе Пушкина нет диалектики — он самолюбив до упоения, безумно сластолюбив, агрессивен, хулиганист по-мальчишечьи, склонен к фатовству и неожиданным вспышкам истеричной ярости. Где-то мы видели набор всех этих качеств, правда?

Неоднозначным вышло и режиссерское решение совместить спектакль с видеорядом — некоторые эпизоды, вроде венчания Пушкина с Гончаровой, показывали по большому киноэкрану. Горизонты постановки раздвинуть удалось, однако же постоянно казалось, что наиболее значимое и яркое как раз очутилось в видеоряде, а драматическое действие — только некоторая к нему подложка. Ну невозможно сравнивать по эмоциональности и напору жалкую сцену пикника в пустой квартире или карточные игры — с трагической дуэлью у заснеженной речки. Чудовищная, иначе не скажешь, в спектакле хореография — танцоры на императорском балу отплясывают что-то невообразимое. Отличная труппа с отличным Безруковым в аккуратном, но скучном спектакле хорошо иллюстрирует фразу: «Перо у Пушкина неотчетливое, пришлось помуштровать», произнесенную отчеканившим стихотворение поэта Бенкендорфом. Была муштра или нет — неясно, но чувства куда-то исчезли.

Нашел, что говорит про свою роль Безруков: «Пушкин становится не запыленным томиком стихов, не „двойкой“ по школьному сочинению, не памятником, а живым и близким человеком, за которого переживаешь». Увы, не переживаешь. Инсценированная история жизни Александра Сергеевича напоминает человека, запутавшегося в огромном полиэтиленовом пакете — он забавно гримасничает, дергается, психует, пытаясь найти выход, и следить за этим поначалу очень забавно, а после — очень скучно. Момент гибели бедолаги от удушья вызывает некоторое облегчение и вполовину меньше слез, чем должно было бы.

Тут могла получиться любопытная аллюзия с судьбой самого Пушкина, который задыхался в золоченой клетке императорского двора, среди чванливых дворян, бездушных жандармов и заносчивых кавалергардов, долгов, слухов и семейных ссор. Могла, если бы таким, как планировалось, получился спектакль. Но, увы, в эту клетку поместили не поэта, а зрительный зал.

Евгений Мельников,
фото с официального сайта Театра Сергея Безрукова

Рекомендуем почитать