>
>
Однажды в Ирландии/ The Guard

Однажды в Ирландии/ The Guard

02.12.2011
21

Режиссер — Джон Майкл МакДонах
В ролях: Брендон Глисон, Дон Чидл, Лайам Каннингем, Марк Стронг, Рори Кинан, Дэвид Уилмот, Фионнула Флэнеган, Катрина Кас

Продолжительность — 97 мин

Хотел бы я познакомиться с родителями семейства МакДонах. Того самого, в котором вырос автор фильма «Однажды в Ирландии» Джон Майкл МакДонах и его младший брат Мартин — да-да, тот самый Мартин МакДонах, знаменитый драматург и автор великого художественного фильма «Залечь на дно в Брюгге».

Хотя мне подсказывают, что родители тут ни при чём — свои юношеские годы братья МакДонахи провели в компании друг друга и телевизора, брошенные родителями в Лондоне. Общность между братьями чувствуется — по крайней мере, творческие методы у них довольно схожи. «Однажды в Ирландии» (которому по-хорошему надо называться «Мент» или ещё как-нибудь в таком нарочито простецком духе), первый полнометражный фильм МакДонаха — точнейший антропологический этюд, убедительно замаскированный под гомерически смешной деревенский детектив.

Прекрасно владея той же поразительной способностью складывать яркие и невероятно смешные пикировки преимущественно из энергичных матерков, что сияет в лучших работах его братца, МакДонах-старший, тем не менее, в целом идёт немножко в другую сторону. Там, где Мартин неизбежно скатывается в раскаленную драму с громом и молниями, у Джона Майкла сохраняется приятная отстраненная меланхолия — начинаясь, как невозмутимая, но при этом уморительнейшая черная комедия, «Однажды в Ирландии» постепенно превращается в неторопливый провинциальный вестерн. Смешно ещё, что в этом контексте неожиданно начинает работать даже формально бессмысленное русское название.

Даже если бы «Однажды в Ирландии» был бы просто чередой эпизодов, это была бы одна из лучших комедий сезона. Тут есть упоительная дискуссия о бесполезности классической русской литературы («Ну, Гоголь ещё ничего...») и прекрасный диалог о том, зачем в ИРА нужны геи, замечательная беседа о философах между тремя колоритными бандитами и проникновенный монолог наркоторговца о том, как его тошнит от того, что все люди, которых он встречает по работе, почему-то преимущественно оказываются мразью. Да и вообще, как это бывает с по-настоящему хорошими британскими комедиями, сразу после окончания сеанса «Однажды в Ирландии» хочется немедленно разучить наизусть.

Но при этом у МакДонаха на уме не просто набор первоклассных хохм. Выстраивая всю эту свистопляску вокруг упоительного центрального персонажа, толстого, нескладного, грубого, саркастически-независимого от всяческих диктатов поведения, будь то банальная рабочая субординация или общечеловеческий этикет пожилого копа Джерри Бойла в титаническом исполнении Брендана Глисона, МакДонах явно любуется им — но любуется с легкой грустью, как любуются заходящим солнцем. Он прекрасно понимает, что его Бойл — мастодонт, уходящая натура; в большом современном мире ему было бы тесно, но в угрюмом просторе провинциальной западной Ирландии самое то. И «Однажды в Ирландии» — своего рода памятник этой уходящей натуре; грустный вопрос о том, почему таких людей становится всё меньше, и почему мы не можем такими быть. Слабаки потому что, всё просто.

Вердикт Кочерыжкина - прекрасное во всех отношениях ирландское кино

Рекомендуем почитать