Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Супермаркетам в Красноярске не хватает площадей

Супермаркетам в Красноярске не хватает площадей

25.01.2012
27

Несмотря на то, что продуктовые ритейлеры жалуются на нехватку торговых площадей, в Красноярске ежегодно открывается с десяток новых супермаркетов. Специалисты считают, что в скором будущем они окончательно заменят собой продуктовые базы и рынки. А места дворовых ларьков и павильонов займут сети «магазинов у дома».

Супермаркеты стоят «двери в двери»

Красноярская продуктовая розница в последние годы активно развивается за счет крупных форматов торговли. Так, на сегодня в городе четыре сети гипермаркетов и около десятка сетей супермаркетов. Это не считая порядка 70 одиночных крупных продуктовых центров. По данным «Ассоциации розничной торговли Красноярского края», с большим отрывом на рынке лидируют пять сетей:

Сеть

Оборот за 2010 г.
(в млн руб.)

«Командор»

7 527

«Красный Яр»

5 500

«Каравай»

3 600

«Сибтрейд» (торговые марки «Десятка», «БигСи»)

1 400

«Свежие продукты»

1 074

Цифры за прошлый год в ассоциации привести не смогли, однако пояснили, что даже с учетом изменения доходов компаний, расклад сил остался прежним. По количеству магазинов лидируют также «Командор» и «Красный Яр» — каждая сеть насчитывает уже около 50 торговых точек.

Казалось бы, куда уж больше. Супермаркеты в городе, по выражению исполнительного директора ассоциации розничной торговли Сергея Новикова, стоят «двери в двери». Без всякой статистики видно, что тот же «Красный Яр» буквально «оккупировал» город. В центре его гастрономы стоят кое-где метрах в трехстах друг от друга, едва ли не в соседних домах.

Тем не менее, за прошлый год «Красный Яр» умудрился открыть еще 9 гастрономов в Красноярске. Не отстает и «Командор», который запустил 4 гипермаркета под новым брендом «Аллея» (один в Железногорске).

Супермаркеты занимают места ларьков и рынков

Ритейлеры уверены, что супермаркеты вскоре выдавят «нецивилизованные» формы торговлиНесмотря на то, что в городе остается все меньше площадей, на которых могут разместиться магазины крупных форматов, специалисты считают, что рынок супермаркетов продолжит расти. На сегодня большую долю в местной продуктовой рознице по-прежнему занимают несетевые и «нецивилизованные» формы торговли — небольшие единичные магазины, ларьки, павильоны, продуктовые рынки, базы и т.п. За счет их сокращения и выдавливания с рынка и будут развиваться крупные продуктовые ритейлеры.

Кроме того, город сейчас активно застраивается, возникают новые микрорайоны, соответственно, появляются новые торговые площадки. Легко заметить, например, что практически все новостройки сегодня проектируются с учетом размещения на первых этажах торговых площадей. А иногда даже на еще строящемся здании можно увидеть вывеску какой-либо продуктовой сети, которая уже заранее застолбила в нем место.

Однако Сергей Новиков считает, что основным драйвером роста сетевого продритейла в ближайшем будущем станет развитие сравнительно новых для нашего города форматов торговли. В частности, «магазинов у дома» площадью до 200 кв. м., которые будут обслуживать продуктами повседневного спроса небольшие микрорайоны, вплоть до 4-5 жилых домов. По такому пути сейчас движется, например, «Красный Яр».

«Ашану» в Красноярске быть

Федеральные и международные продуктовые ритейлеры также продолжают проявлять интерес к Красноярску. Напомним, первыми, кто к нам зашел, стали Metro Cash&Carry и О’Кей — в 2007 и 2008 годах соответственно. На сегодня О’Кей запустил в городе два гипермаркета и один супермаркет. Что касается Metro, есть информация о планах компании открыть в Красноярске второй торговый комплекс.

Весной прошлого года местная сеть «Каравай» объявила о покупке лицензии на продвижение крупного мирового бренда SPAR International (международное объединение розничных торговцев под одним брендом для получения выгодных условий от поставщиков). Как пояснили тогда в «Каравае», «SPAR будет оказывать ГК „Каравай“ техническое и консультативное содействие по внедрению передовых международных практик в магазиностроении, ведению маркетинговой и логистической деятельности, управлению персоналом, деятельности по организации продаж, участию в федеральных контрактах и собственных торговых марках».

SPAR уже завели в Ачинск и Назарово. Теперь ждем в КрасноярскеВ компании пообещали, что первые магазины под брендом SPAR появятся в Красноярске летом-осенью 2011 года. В некоторых СМИ, кроме того, появилась информация о том, что в перспективе «Каравай» планирует перевести все свои магазины (25 на тот момент) под бренд SPAR. Однако в самой компании эту информацию опровергают. — Намерений перебрендировать всю сеть у нас нет. Под бренд SPAR мы планируем перевести только часть существующих магазинов «Каравай» и вновь открываемые торговые площадки. В прошлом году мы запустили два магазина SPAR — в Ачинске и Назарово. В Красноярске SPAR появится в этом году, — рассказала директор по маркетингу сети «Каравай» Юлия Бакурова.

Еще одна сеть с мировым именем — «Ашан» — грозится прийти в Красноярск уже несколько лет. В свое время она заявляла о намерениях приобрести красноярскую сеть гипермаркетов «АЛПИ», которая уже года два как разорилась. Потом ходили слухи, что «Ашан» разместится в ТРЦ «Огни», однако и тут у ритейлера «не срослось». И вот, буквально на днях опять появилась информация, что «Ашану» в Красноярске все-таки быть. Однако, когда — по-прежнему непонятно. Место под гипермаркет вроде бы выделено — в Солонцах, но процесс оформления земельного участка закончится не раньше весны этого года.

Нам «варяги» не страшны

Приход в Красноярск федеральных и мировых ритейлеров эксперты оценивают положительно. От этого, по их словам, рынок растет не только количественно, но и качественно — появляются новые технологии торговли, международные стандарты обслуживания покупателей, растет ассортимент продукции и т.д. Однако при этом очевидно, что конкуренция на рынке с приходом каждого нового игрока значительно усиливается.

— Это естественно. Но Красноярск — большой город и места здесь хватит всем. Главное — организовать эффективную логистику, ассортиментную политику и качество обслуживания покупателей, — говорит Сергей Новиков. При этом он уверен, что приход сетей из других регионов кардинально не изменит ситуацию на рынке — позиции местных ритейлеров достаточно сильны, и большая доля рынка по-прежнему будет оставаться за ними. — Выдавить кого-то с рынка очень тяжело. Чтобы занять сколько-нибудь значительную его часть, необходимы свободные торговые площади, которых у нас дефицит, — пояснил Новиков.

Тем не менее, в перспективе возможен вариант приобретения какой-либо местной сети крупным федеральным или международным конкурентом. Еще одна из тенденций — объединение сетей под одним брендом. Так, летом прошлого года две красноярские сети «Каравай» и «Командор» вошли в некоммерческое партнерство «Сетевая торговая компания». Оно объединило 7 участников, в числе которых, кроме красноярских, ритейлеры из Калининграда, Тюмени, Омска и Новосибирска. Цель подобных объединений — централизация закупок, которая позволяет поддерживать большой ассортимент и конкурентные цены. Для крупных ритейлеров это жизненно важный вопрос.

Рекомендуем почитать