Режиссер – Карен Шахназаров
В ролях: Алексей Вертков, Виталий Кищенко, Александр Вахов, Виталий Дорджиев, Валерий Гришко, Кристиан Редль, Владимир Ильин
Продолжительность – 104 мин
Война – явление столь всеобъемлющее, что вмещает массу интерпретаций практически любого толка, в том числе и мистическую. Примерно об этом вроде бы хочет поговорить художественный фильм «Белый тигр» - пока под конец не выясняется вдруг, что нет, на самом деле совсем не об этом.
Мистическая история, позаимствованная Кареном Шахназаровым из повести Ильи Бояшова «Танкист» - о противостоянии практически восставшего из мертвых танкиста без имени (Вертков) и необъяснимо непобедимого немецкого танка по прозвищу «Белый тигр» - в теории казалась отличной начинкой для дельного жанрового фильма, красиво разыгранного на военном материале. Танкист, найденный в сгоревшем на поле боя танке, непостижимым образом оправился от 90-процентного ожога, потерял память, но зато научился слышать танки. «Белый тигр» появляется в тылу у советских танков из непроходимых лесов, расстреливает их мощнейшей пушкой и снова пропадает неизвестно куда. Между ними устанавливается потусторонняя связь, которая потихоньку сводит с ума прагматичного майора Федотова (Кищенко), получившего от командования задание найти и обезвредить загадочный вражеский танк – и начинается дуэль, не вполне умещающаяся в рамки конкретной войны между конкретными государствами.
Шахназаров снимает войну с отстраненной виртуозностью большого художника – камера серией длиннющих планов задумчиво фиксирует то удивительное пространство войны, в котором различные немыслимые ужасы спокойно соседствуют с будничностью человеческого общежития. Центральная дуэль тоже снята мощно – зловещий танк грациозно вплывает в кадр, в танковых баталиях присутствует приятная старомодная увесистость, да и идея разыграть на танках типично вестерновую дуэль один на один в опустевшей деревушке довольно крута, с какой стороны не посмотри.
Другое дело, что к выбранной им для «Белого тигра» мистической истории сам Шахназаров, кажется, относится с некоторым брезгливым высокомерием большого человека, поставленного рулить не соответствующим его статусу никчемным делом. Красиво сняв пару раз появление титульного танка из густого тумана, он затем перестаёт хоть как-то пытаться по-режиссерски сгущать мистическую атмосферу, полностью полагаясь в этом на отобранные для фильма произведения Рихарда Вагнера. Более того, к финалу он и вовсе будто решает, что большому художнику негоже растрачиваться на какую-то мистическую дуэль, а надлежит высказываться значительнее .
И тогда «Белый тигр» внезапно сворачивает в дотошный четверть-часовой этюд о подписании договора о капитуляции Германии, за которым случается вовсе несусветный финал с участием Адольфа Гитлера. Да, этот финал значительно расширяет поле высказывания (оказывается, у нас тут размышление о самой природе войны, ни больше ни меньше) – но в то же время превращает более-менее ладный жанровый фильм на военном материале в громоздкую и неловкую конструкцию, разваливающуюся под собственным весом.
То есть, будь «Белый тигр» настоящим танком, он вряд ли когда-нибудь добрался бы до поля боя. Ведь что толку от неплохой маневренности и приличной скорострельности, если конструкторы соорудили настолько громоздкий и нагруженный ненужным корпус, что движку никогда не сдвинуть его с места?
Вердикт Кочерыжкина – потенциально неплохой военный фильм, превращенный в неуклюжее бесформенное нечто амбициями создателей