Из (относительно) молодых авторов, начавших работать только в 90-х годах, Пол Томас Андерсон, пожалуй, быстрее и увереннее всех заработал себе репутацию по-настоящему большого мастера. Чуткий визуальный стилист с пристрастием к многослойным человеческим драмам в духе классика нового Голливуда Роберта Олтмана, Андерсон уже ко второй своей картине превратился в завсегдатая главных кинофестивалей и списков номинаций на важнейшие кинонаграды – и если главных «Оскаров» у него на полочке пока не стоит, абсолютно всем наблюдателям ясно, что это всего лишь вопрос времени. Посмотрим на те пять фильмов, что Андерсон успел к настоящему моменту снять.
Сидней
Дебютная картинка режиссера, минорная драма об игроках казино, сделанная им в нежном возрасте 26 лет. Уже здесь Андерсон выводил на авансцену многие темы, ставшие впоследствии для него фирменными – в частности, тема семейных уз, причем как буквальных, так и фигуративных, случающихся между людьми, не состоящими в родстве, но объединенными общим делом. Также здесь он приобрел себе и пару актёров, ставших впоследствии чем-то вроде его фирменного знака – исполнители главных ролей Джон Си Рейли и Филлип Бейкер Холл оба продолжили работать с Андерсоном.
Ночи в стиле буги
Прорывная картина для Андерсона, размашистая эпическая драма о золотом времени и последующем крахе порно-индустрии 70-х. Первая работа Андерсона, в которой он проявил себя как искусный рассказчик сложных и многосоставных историй – портрет эпохи в «Ночах в стиле буги» ловко собирался из сплетения множества маленьких и больших личных драм многочисленных участников этого ансамбля. Отметим также, что момент перехода фильма из одного десятилетия в другое – пожалуй, один из наиболее запоминающихся нарративных переходов, виденный в американском кино последних нескольких десятилетий. Опять же, именно Андерсон первым разглядел серьёзного актёра в Марке Уолберге – до «Ночей» тот был просто смазливым бывшим певцом, робко пытающимся пробиться в кинобизнес, а после стал тем самым Марком Уолбергом, которого мы знаем и любим сейчас.
Магнолия
Опус магнум Андерсона, трех-с-лишним-часовое полотно о хитросплетениях и катастрофах человеческих судеб. Здесь стало окончательно ясно, что перед нами предстал чрезвычайно могучий рассказчик полифонических людских историй. Если в схожим образом устроенных «Ночах в стиле буги» у него ещё была спасительная ширма в виде всё той же порноиндустрии, которая могла хотя бы формально быть главной героиней фильма, то «Магнолия» уже была чисто о людях как о самостоятельной теме фильма, и вряд ли кто-то мог сказать, что получилось хуже. Тонкий нюх на необычный кастинг не подвёл Андерсона и здесь – найдя в своём привычном ансамбле (Рейли, Мур, Холл, Филлип Сеймур Хоффман, Уильям Эйч Мэйси) место для очень неожиданного в такой высоколобой компании Тома Круза, он умудрился вытащить из Круза действительно великолепное исполнение и подарил ему в процессе одну из безоговорочно лучших его ролей. Ну, и это место, в котором все поют – по-прежнему одна из невероятнейших сцен всего кинематографа в мире.
Любовь, сбивающая с ног
К вопросу о необычном кастинге – многие, полагаю, нехорошо поперхнулись, узнав, что главную роль в следующем фильме автора «Ночей в стиле буги» и «Магнолии» сыграет Адам Сэндлер. Но это решение было полностью оправдано – потому что в своём четвертом фильме Андерсон внезапно решил немного сменить ракурс и вместо привычной размашистой драмы сделать странноватую, несколько коэновского толка комедию про странную любовь маленького человека. Сэндлер здесь пришёлся абсолютно ко двору – наверное, не будет преувеличением сказать, что это лучшая его роль. «Любовь» - наверное, не лучший фильм Андерсона, но ему всё равно свойственно невероятное и несколько причудливое обаяние. По крайней мере, трудно не проникнуться симпатией к фильму, где странный путь главного героя начинается с того, что он спасает из дорожной аварии фисгармонию.
Нефть
Так – если считать, что опус магнум Андерсона – это фильм «Магнолия», то что тогда делать с «Нефтью»? Могучая, эпическая история превращения нефтяного магната Дэниела Плейнвью (титанический, другого слова не подберёшь, Дэниел Дэй-Льюис) из человека в сверхчеловека решена Андерсоном именно как классический эпос в литературном смысле, как фильм необъятных пропорций с бесконечно глубоким запасом смыслов и подтекстов. «Нефть», по сути, подняла Андерсона на новую качественную высоту – и теперь особенно интересно, что он сделает дальше.
Бонус-трек: Мастер
И вот оно, это самое «дальше» - новый многострадальный фильм Андерсона, очередное, судя по всему, эпическое полотно о становлении некоей не называемой религии, за которой довольно легко угадывается сайентология. Cильнейший актерский состав – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дёрн. Буквально на днях в Каннах журналистам показали трёхминутную нарезку из фильма, а сразу же после этого в сети появился и первый тизер – традиционно для Андерсона странноватый и одновременно завораживающий. В мире должен выйти в октябре, у нас пока непонятно. Будем ждать.