Главная
>
Статьи
>
Темный рыцарь: возрождение легенды / The Dark Knight Rises

Темный рыцарь: возрождение легенды / The Dark Knight Rises

27.07.2012
32

Режиссер — Кристофер Нолан

В ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Энн Хэтэуэй, Марион Котийяр, Джозеф Гордон-Левитт, Гэри Олдман, Майкл Кейн, Морган Фримен, Бен Мендельсон

Продолжительность — 165 мин

В фильме «Темный рыцарь: возрождение легенды» — без дураков замечательная финальная минута. И ещё сто шестьдесят других, через которые к ней ещё надо пробраться — и с ними всё далеко не так однозначно.

К завершению своей трилогии о Бэтмене Кристофер Нолан подходил практически на позициях короля мира, в том самом, джеймс-кэмероновском понимании термина. Английский умник с холодным носом, он не только элегантно вызволил одного из главных комиксовых киногероев человечества из ада неонового трэша, куда тот скатился стараниями Джоэла Шумахера, но и в процессе провернул полномасштабную реорганизацию самой формы крупнобюджетного блокбастера по комиксам. Оказалось, что в качестве оных вполне могут выступать многоуровневые криминальные драмы оперного размаха. Драмы, которые разворачиваются в мире, выстроенном с оглядкой на самые актуальные заголовки, задаются вполне достоевскими вопросами и всерьёз готовы подхалтуривать в качестве популярно-философских эссе, изложенных максимально доступным языком.

Да, и «Бэтмен: начало», и тем более «Темный рыцарь» были дико, вызывающе даже амбициозными проектами — но при этом Нолану почти всегда удавалось не выглядеть чересчур заигравшимся умником, по ошибке допущенным в храм больших развлечений. Максимально простым, возможно, самым естественным для режиссера образом — умением поженить навороченную теорию с захватывающей практикой. Адски сложные, тяжеловесные концепции с обманчивой легкостью воплощались в могучие, невероятно увлекательные фильмы. И их гигантский вес в конечном итоге оборачивался из недостатка достоинством — стоило им выйти на крейсерскую скорость, они сметали всё на своём пути.

Но если того же «Темного рыцаря» и правда можно было сравнить с восемнадцатиколесным многотонным грузовиком, опасно несущимся под горку на всех парах, то «Возрождение легенды» — это ещё более огромная фура, пытающаяся вырулить из крохотного переулка. Масса огромна, двигатель мощен, в фургоне чего только нет; мотор ревёт, покрышки визжат и горят, дым из огромных выхлопных труб поднимается аж до третьего этажа — но ехать так никто никуда и не поедет.

«Идея — это паразит», говорил герой предыдущего фильма Нолана; и в полном соответствии с этой философией концепция в новом «Темном рыцаре», впервые за карьеру режиссера (хотя легкие звоночки, как мнится сейчас, звучали уже в «Начале»), полностью сожрала исполнение. «Возрождение легенды» рвётся в несколько противоположных сторон сразу — могуче, но несколько бестолково, от чего в результате банально разрывается на части.

Фильм вроде бы стремится эффектно завершить трилогию, ради чего начинает методично подшивать к делу множество мельчайших деталей из предыдущих частей, а-ля Гор Вербински в третьих «Пиратах Карибского моря». Но при этом никакой идейной последовательности с предыдущими выпусками не ощущается в принципе. Давно уничтоженная тайная организация необъяснимым образом оказывается живее всех живых; известная с прошлых выпусков история жизни её покойного лидера подвергается изрядной ревизии. Решения, бывшие в прошлом ключевыми, теперь игнорируются или исполняются максимально озадачивающим образом. Тетрадочка с философскими уроками, которые методично постигает герой Кристиана Бэйла по ходу двух частей, внезапно летит в блендер — вплоть до того, что некоторые из этих уроков приходится постигать заново и примерно в тех же обстоятельствах, что и в прошлый раз, только отчего-то с противоположным результатом.

В попытках традиционно ухватить дух времени, «Возрождение легенды» довольно эффектно выруливает на популярную в последнее время тему (см. хоть «Космополис» Кроненберга) неминуемого краха капиталистического общества. Но весь веселый социальный анархизм фильма в конечном итоге оказывается ширмой для типично по-комиксовому вздорного мегаломанского плана (к тому же уже рассматривавшегося в одной из предыдущих серий) — хотя по всему казалось, что Кристофер Нолан потратил семь лет и два полнометражных фильма, чтобы навсегда уйти от всего, что можно назвать типично комиксовым.

Когда где-то на излёте третьего часа на минуточку заходит внезапный гость из прошлого, и «Возрождение легенды» на короткое время вдруг словно оживает, отчетливо понимаешь, чего же не хватает этой длиннющей, изматывающей, фатально несбалансированной картине. В обоих фильмах-предшественниках всегда был кто-то, кто отвечал бы за некоторую отвязную безуминку, за элемент тотальной непредсказуемости, уравновешивавший угрюмую решимость Бэтмена оставаться байроническим букой в перерывах между зачисткой улиц от преступного элемента.

Здесь же со всеми персонажами, потенциально способными на такое, обходятся до обидного бесцеремонно. Злодей Бэйн (в исполнении дико талантливого и обаятельного Харди) — равнодушный кусок накачанного мяса, наделенный всей харизмой внезапно заговорившего холодильника. Умница Энн Хэтэуэй старается, плюс ей вроде бы написали соответствующий текст — но её героини в фильме предательски мало, будто авторы вечно спохватываются о том, что у них имеется туз в рукаве в лице Женщины-кошки на пару секунд позже, чем следовало бы. Даже прежде надежный, как скала, дворецкий Альфред тут сводится к сюжетной функции, которую чуть ли не четыре раза за фильм заставляют толкать программно-эмоциональные тексты мыльно-оперного пошиба и рыдать — что, как минимум, тупо невежливо по отношению к пожилой легенде британского кино.

Да, в самом-самом финале братья Ноланы всё-таки делают замечательный ход, который одновременно красиво завершает трилогию о Бэтмене и открывает для неё новые бесконечные возможности. Но когда удовлетворенно вздохнуть полной грудью и довольно улыбнуться первый и единственный раз за всего «Темного рыцаря: возрождение легенды» получается в самом начале заключительных титров — это, в принципе, приговор.

Вердикт Кочерыжкина — эпическое завершение трилогии о Бэтмене — традиционно громоздкое и неожиданно адски неуклюжее

Рекомендуем почитать