Режиссер: Хуан Диего Соланас
В ролях: Кирстен Данст, Джим Стерджесс, Тимоти Сполл, Нил Напье и др.
Продолжительность: 113 мин.
Международный франко-канадский проект «Параллельные миры» снял аргентинец Хуан Диего Соланас, у которого в кармане всего лишь сюрреалистичная короткометражка «Человек без головы» (приз жюри в Каннах в 2003-м) и неоцененная картина «Северо-восток». Ладно, международные проекты сегодня не новость, но большой фантастический дебют аргентинца вышел таким, что при просмотре эмоции «ну какая же глупость!» вполне мирно уживаются с «ну как же здорово»!
Из сюжета Соланас сделал собственный сказочный учебник по астрономии и физике, а заодно и политическому устройству мира. Две планеты, благодаря взаимной гравитации, так тесно соседствуют в космическом пространстве, что в местах скопления горных вершин жители разных миров могут перелазить друг к другу по веревке и общаться. Так сирота Адам (Джим Стерджес) и белокурая Иден (Кирстен Данст) и познакомились в детстве. Препятствиями дружбе (а потом и любви) станут разность гравитаций, спецслужбы и холодная война двух планет.
Пришла ли идея создать мир вверх тормашками Соланасу самостоятельно, или была ловко позаимствована из «Начала» Кристофера Нолана – неважно: эффект получился забавным. Собеседование вниз головой, поцелуи с переворотом, шутка про туалет, - на это смотришь с улыбкой. Но при всей симпатичности задумки с хождением вниз головами, у режиссера не вышло создать объемный и цельный фантастический мир. С одной стороны, «Параллельные миры» - чистая сказка, где нарушаются законы физики и пчелы вырабатывают ярко-розовую пыльцу, где можно есть летающие блинчики и целоваться в открытом космосе. Эти абсолютно детские находки грубо и неловко сталкиваются с тяжеловесной метафорой тоталитарного мира в духе Оруэлла или Кафки. Суровые законы корпоративной политики, сырьевое эксплуатирование, живущая без света и надежды нищета «нижнего мира» Адама и сытая элита «верхнего» Иден, - тут не до летающей выпечки. В этих параллельных режиссерских координатах бесхитростная история любви невыносимо затягивается. Беда еще и в том, что она наделена серьезностью и пафосом целомудренной юношеской мелодрамы, отчего фильм выходит сопливым. Хотя романтический актерский дуэт здесь смотрится весьма гармонично и мило: Стерджес «включает» фирменного очарованного героя («Через вселенную», «Один день»), Данст и вовсе не впервой играть симпатичную подружку и практиковать необычные поцелуи (хотя после «Меланхолии» Триера ее хочется видеть в картинах посерьезнее). Но самым живым здесь вышел герой Тимоти Сполла («Хвост» в эпопее про очкастого Гарри) – толстенький коллекционер марок и программист, помогающий влюбленным. Британское обаяние актера добавляет чересчур серьезной картине легкости.
Про «Параллельные миры» непонятно, куда они целятся. Для искушенного зрителя фильм явно будет глуповат, для детей скучными и непонятными окажутся проблемы тоталитарного мира… Есть здесь по-настоящему красивые и оригинальные сцены, когда герои, используя разность своих гравитаций, беззаботно летают по лесу. Здесь и кружащийся снег, и детское обаяние Кирстен Данст с ямочками на щеках. Есть и неожиданно банальная развязка истории, от которой - то или смеяться, то ли плакать (ждите сюрприз). К фантастически синим цветам и бесконечно бликующей на экране картинке тоже можно относиться по-разному, смотря как настроить внутреннего критика. Но «Параллельные миры», знаете, как школьника с его корявыми прописями, нельзя отругать всерьез, потому что сняты они искренне и старательно. И – что бывает редко – с неподдельным вдохновением.
Анна Мерзлякова