Главная
>
Статьи
>
Цезарь должен умереть/ Cesare deve morire

Цезарь должен умереть/ Cesare deve morire

27.08.2012
6

Режиссеры: Паоло и Витторио Тавиани

В ролях: действительно ставший актером бывший заключенный Сальваторе Стриано, плюс много брутальных талантливых итальянцев, до сих пор сидящих за решеткой - Козимо Рега, Джованни Аркури, Antonio Frasca, Хуан Дарио Бонетти и др.

Продолжительность:  76 мин.

Братья-режиссеры Паоло и Витторио Тавиани, давно записанные в историю итальянского кинематографа, взяли за своего тюремного «Цезаря» «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале-2012.  Это потрясающее кино! «Цезарь…» – это искреннее любование чистой драмой, по-настоящему оригинальное тюремное кино и одновременно большое размышление об искусстве.

Небольшой театральный зал, под застывшее молчание публики заканчивается пьеса Шекспира «Юрий Цезарь».  Брут, в окружении римлян в красных тогах, отчаянно падает на бутафорский золотой меч и умирает.  Драматично гаснет свет, взрываются аплодисменты и зрители уходят по домам. Актеров, переодевшихся в повседневную форму, охрана уводит по своим «домам» - камерам знаменитой итальянской тюрьмы «Ребиббия».  Но дальше Тавиани, как будто отмотав пленку, возвращают зрителя на шесть месяцев назад – к началу репетиций отгремевшей премьеры.

Тавиани вообще хитрецы, они очень умело смогли поместить чистый гуманистический смысл своего кино в киноформу с двойным дном, которая оказывается и нарочито простой, и предательски сложной (но и захватывающей). Самое интересное в «Цезаре» - это репетиции к шекспировской драме, разыгранные актерами в узких тюремных коридорах и камерах. И вот здесь уже начинается двойная игра «ветеранов» Тавиани: за основу к фильму они берут реальные театральные репетиции в «Ребиббии» под руководством режиссера Фабио Кавалли, где актеры отбывают тюремный срок: за причастность к мафии, убийство, торговлю наркотиками.   Даже Цезарь, которого играет актер Сальваторе Стриано, - бывший заключенный этой же тюрьмы. По идее, зрители должны видеть  задокументированные съемки самых обычных репетиций. Но итальянцы делают из этого большое игровое кино!

Заключенным устраивают настоящий кастинг, где брутальные мужчины, то рыдая, то свирепствуя, рассказывают свою дату и место рождения (очень захватывающие сцены!). Репетиции со сцены переносятся в тюремные помещения, театрального режиссера показывают краешком (он должен возвращать нас в театральную условность), все же остальное – это непрекращающаяся шекспировская история, которую итальянские зэки «разводят» так, что дух захватывает.  Абсолютно не репетиционно, абсолютно взаправду! Шекспировский «Цезарь» становится полноценно сыгранным уже на стадии репетиции:  суровые заключенные в спортивных костюмах без запинок и подсматриваний в текст раскрывают перед зрителем классическую драму о тиране и свободе, о борьбе за власть и предательстве, насилии и величии. Эта, снятая в черно-белых тонах, без напускной атрибутики и антуража, середина «Цезаря…» (начало и конец цветные) – эдакое полноценное кино в кино. Это даже не тавиановская интерпретация Шекспира, это подлинный Шекспир, потому что кому еще, как не реальным преступникам, понять историю о свободе, власти, подлости и бунте. Отсюда и появляются оригинальные сюжетные ходы, когда в разгаре напряженных монологов герои проецируют римскую историю – на свою, и вспоминая криминальное прошлое, все глубже впитывают драматургические истины. 

«Цезарь должен умереть» - настоящее «тюремное» кино, ловко прикидывающееся документальной театральной репетицией с финальным выходом. Это зарешеченный фильм о том, как непостижимо сильно искусство может врастать в жизнь человека и делать его несвободный мир одновременно и невыносимым, и прекрасным. «С тех пор, как я познал искусство, это место действительно стало для меня тюрьмой", - говорит в финале Козимо Рега, подлинный заключенный, игравший Кассио. И эти слова не кажутся прописанными в сценарии: актеры-заключенные играют очень достойно. 

Анна Мерзлякова

Рекомендуем почитать