Количество молодежи призывного возраста в Красноярском крае с каждым годом сокращается. Многие уклоняются от службы в армии, больше становится и тех, кто не пригоден по состоянию здоровья. Эти и другие армейские проблемы обсудили участники круглого стола, прошедшего в Красноярске.
Очередной осенний призыв в армию стартует 1 октября и продлится до Нового года. За это время «топтать сапоги» отправятся около 3,5 тыс. красноярских юношей. — Это меньше, чем в прошедший весенний призыв. Число призывников в крае сокращается с каждым годом по демографическим причинам. Плюс к тому, Минобороны РФ выступило против призыва в армию граждан, имеющих судимости. В том числе, погашенные, — отметил замначальника отдела подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту краевого военкомата Анатолий Савосин. Он также добавил, что теперь от явки на призывную медкомиссию освобождены инвалиды детства, 1 и 2 групп. Решение об их переводе в запас будет приниматься на основании документов.
Родители не пускают детей в армию
Уклонисты — традиционно больная армейская тема, обсуждаемая на всех мероприятиях, посвященных воинской службе. Не стал исключением и прошедший круглый стол. Его участники констатировали, что, несмотря на двукратное сокращение срока службы в армии, желающих откосить от нее меньше не становится. Для борьбы с теми, кто не хочет отдавать воинский долг стране, законодатели в последнее время предлагают различные меры — от пожизненного штрафа до лишения права занимать государственные посты. И хотя ни одну из них, ни Правительство, ни Минюст РФ пока не одобрили, необходимость таких мер, по мнению некоторых участников круглого стола, назрела.
— Я целиком поддерживаю положение о том, чтобы граждане, которые без законных оснований уклонились от службы в армии, не принимались на государственную службу. Такие люди есть и в высших эшелонах российской власти, и в нашем краевом парламенте. Я отношусь к этому негативно, — заявил депутат краевого Заксобрания Юрий Швыткин.
С мнением депутата согласились не все. Представитель аппарата уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Светлана Ахметова сказала, что действовать надо не карательными мерами, а пропагандой. — Нужно с детства прививать чувство патриотизма. Чтобы впоследствии у человека не возникло даже мысли об уклонении от службы в армии. Уклонист должен быть поставлен не вне закона, а вне этических норм общества. От этого толку будет больше, чем от карательных мер, — высказалась Ахметова.
С тем, что патриотическому воспитанию в школе и семье сегодня уделяется мало внимания, согласились и другие участники мероприятия. Досталось от них, в основном, несознательным родителям, которые «не отпускают» своих сыновей в армию, пытаясь отмазать их всеми законными и незаконными способами.
— Просто поражаешься иногда изобретательности родителей. Чего они только не придумывают, какие лазейки не находят, лишь бы сын не пошел служить. Они не понимают, что последствия могут быть самыми печальными. У человека, мужчины, не формируется чувство долга перед Родиной, семьей. Кого мы получим в перспективе? Человека, на которого нельзя положиться ни близким людям, ни всему обществу, — возмущалась начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи краевой прокуратуры Любовь Мартышина.
Повестки надо отменить
Представителя военкомата тема уклонистов интересовала больше с «технической» стороны, а именно, вручения повесток. Этот, по выражению Анатолия Савосина, «дедушкин метод» оповещения призывников серьезно осложняет работу военных комиссариатов: — Сейчас призывник должен лично расписаться в повестке. Только так он считается оповещенным и в случае неявки в назначенный день несет ответственность по закону. В ином случае считается, что он якобы не знал о призыве, соответственно, и закона не нарушал. Как не знал? Военная обязанность с определенного возраста прописана в законе, информация о призывах постоянно обнародуется во всех СМИ. Нет, наши сотрудники должны лично оповещать призывников. А как это бывает, все знают. Парень прячется, мама с папой повестку брать отказываются, говорят, что сын, дескать, здесь больше не проживает, выписался, уехал на заработки на Север и т.д. Ситуация с вручением повесток еще более осложнилась после реорганизации военкоматов, когда количество наших работников существенно сократили, а также после выхода закона о полиции. Сейчас правоохранительные органы не обязаны заниматься поиском уклонистов. За исключением тех, на кого заведены уголовные дела.
Савосина поддержал представитель военной прокуратуры. — Повестки, на мой взгляд, необходимо отменить. Гражданин обязан сам являться на призывной пункт. И если он этого не сделал, значит, уже должен считаться уклонистом. В самом деле, почему кто-то должен бегать за призывником, если его обязанность служить уже прописана в законе? — заявил заместитель военного прокурора Красноярского края Максим Волков.
Одни не хотят, другие не могут
Слабое физическое развитие призывников — еще одна проблема современной российской армии. Только в этом году в крае по состоянию здоровья от службы были освобождены более тысячи человек. Причем динамика такова, что здоровье молодежи призывного возраста с каждым годом ухудшается. Даже призывники, которых признают годными, зачастую не в состоянии тянуть армейскую лямку — мускулатура не позволяет.
— Проводя прокурорскую проверку той или иной части, приходится наблюдать физзарядку солдат. Ребята 18 лет подтягиваются на перекладине 1-2 раза, 4 раза это уже хорошо. Между тем, по нормативам, солдат должен подтягиваться 14 раз. Многие не в состоянии пробежать 5 км. Даже просто так, не на время. Зачастую солдаты, самовольно оставившие свои части, бегут не из-за того, что над ними там издеваются, бьют, а потому что просто не вывозят физической нагрузки. И это тоже проблема детского воспитания. Нельзя за год армейской службы сделать из человека «Рембо», если до этого он подтягивался один раз, — заявил Волков.
Юрий Швыткин добавил, что физическое воспитание так же, как и патриотическое, должно прививаться в детстве — в школе и семье: — Призывник должен понимать, что армия — это не санаторий и не дом отдыха. Сюда нужно приходить подготовленным — физически и психологически. Нужно быть самостоятельным и готовым к жизни в армейском коллективе.