В Красноярске полным ходом идет реализация программы энергосбережения. В учреждениях и организациях устанавливаются приборы учета коммунальных ресурсов, проводится энергетическое обследование зданий, в городе модернизируются сети уличного освещения, водо- и теплоснабжения. Однако, как признаются в департаменте городского хозяйства, не все идет гладко — реализацию программы тормозят огрехи в законодательстве и несознательность граждан — собственников жилого фонда.
Программы энергосбережения на уровне края и города были приняты два года назад, вслед за выходом федерального закона «Об энергосбережении». Главная задача этих программ — сократить к 2015 году энергопотребление на 15%. В департаменте городского хозяйства рассказали, что для этого предпринимается.
Новые лампы и приборы учета
Одно из главных направлений программ — установка в зданиях организаций бюджетной сферы приборов учета электро-, водо- и теплоснабжения. За прошлый год таких приборов было установлено около 140.
— Всего зданий, принадлежащих бюджетной сфере, у нас около одной тысячи. Однако большинство из них были оснащены приборами учета еще ранее — при капитальном ремонте и реконструкции. Если же говорить об оборудовании, установленном в прошлом году, то это были в основном приборы учета тепловой энергии — наиболее сложные и дорогостоящие узлы. Например, если счетчики воды и электроэнергии стоят в среднем от 500 до 3-5 тысяч рублей, то теплосчетчик со всем сопутствующим оборудованием обходится в 400 тысяч, — поясняет заместитель руководителя департамента городского хозяйства по энергетике Сергей Островский.
Параллельно шла масштабная замена старых ламп накаливания на новые энергосберегающие. По словам Островского, на сегодня практически не осталось бюджетных организаций, в зданиях которых сохранилась старая система освещения. В большинстве учреждений установлены газонаполненные, а кое-где еще более эффективные светодиодные лампы. — Система уличного освещения в городе также модернизируется. «Горсвет» — основное предприятие, которое обслуживает наружное освещение — постепенно заменяет старые ртутные лампы на новые натриевые. Они дают большую освещенность и потребляют меньше энергии. Сегодня также рассматриваются вопросы внедрения автоматизированной системы управления в сеть городского освещения и использования в ней светодиодных ламп. Пока что они достаточно дороги, и, кроме того, не рекомендованы к применению в местах большого скопления людей. Дело в том, что спектр воздействия этих ламп на глаза человека еще не достаточно изучен. Поэтому мы думаем использовать такие источники освещения в малолюдных местах, — рассказывает Островский.
Для проведения энергоаудита осталось менее полугода
Помимо прочих мер, закон «Об энергосбережении» требует, чтобы все бюджетные и ресурсосберегающие организации до 1 января 2013 года прошли энергетическое обследование, проще говоря, энергоаудит. И на сегодня это едва ли не главная проблема для департамента горхозяйства. Дело в том, что на момент выхода закона не была сформулирована методика определения цены аудита. До сих пор стоимость этой процедуры никак не регулируется, и это, по словам Сергея Островского, серьезно затрудняет ее проведение. — Опыт прошлого года показывает, что зачастую конкурс на проведение аудита выигрывает компания, которая намеренно роняет цену на свои услуги, а потом оказывается не в состоянии провести качественное обследование. Между тем, от этого напрямую зависит, насколько эффективными будут меры по энергосбережению, принимаемые к конкретному зданию. Ведь именно аудиторы составляют энергетический паспорт здания и перечень рекомендаций по повышению энергоэффективности, — поясняет Островский.
На этапе выхода закона Минэнерго планировало разработать критерии оценки аудита, однако до сих пор этого не сделано. В то же время бюджетным организациям осталось менее полугода, чтобы пройти энергоаудит и не нарушить закон. На сегодня эту процедуру прошла половина местных учреждений. Руководителей тех организаций, которые не успеют провести у себя энергоаудит, будут штрафовать.
— Сейчас мы ждем утверждения правительством края субсидий муниципалитетам на проведение энергоаудита бюджетных организаций. Ситуация осложняется тем, что энергетическое обследование можно проводить только зимой, когда работают все системы жизнеобеспечения здания. После проведения энергоаудита во всех организациях мы будем формировать для каждой из них в отдельности и одну общую комплексную программу энергосбережения на 2013-2016 годы, — отмечает Сергей Островский.
Красноярцы не хотят платить за общедомовые счетчики
Есть сложности с реализацией программы энергосбережения и в жилом фонде города. Более 90% жилья у нас приватизировано, соответственно, меры по энергосбережению должны осуществляться за счет жильцов. Однако многие красноярцы этого еще не осознали. И если к установке квартирных счетчиков люди отнеслись нормально (на сегодня более 40% населения установили у себя в квартирах приборы учета воды), то все, что касается общедомовых счетчиков, воспринимается ими в штыки.
— С квартирными приборами ситуация понятна. С одной стороны, есть требование закона, с другой — человек сам видит реальную экономию. Однако объяснить людям, почему они обязаны платить за установку общего счетчика в доме, очень трудно. Особенно, когда называешь им его стоимость: установка счетчика тепловой энергии со всем оборудованием и комплексом антивандальных мероприятий выльется в миллион рублей. А есть дома, где надо устанавливать не один такой счетчик. Естественно, это серьезная финансовая нагрузка. Но делать это надо, — говорит Сергей Островский.
Наконец, законом «Об энергосбережении» предусмотрено развитие так называемого энергосервиса, и это то, что пока у нас совершенно не реализуется. В общих чертах схема энергосервиса такова: бюджетная организация подписывает контракт с частной компанией на установку и обслуживание в течение, минимум, трех лет энергоэффективного оборудования. Компания делает это полностью за свой счет, однако бюджетные средства, сэкономленные за счет установки и обслуживания этого оборудования, забирает себе. Таким образом, компания отбивает свои вложения, плюс получает прибыль. — Пока что такая схема плохо отрегулирована даже на федеральном уровне. Мы у себя пытаемся что-то делать, ведем переговоры с предприятиями, и, надеюсь, уже в этом году подпишем первый энергосервисный контракт, — заключает Сергей Островский.