Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пожелал так пожелал...

Пожелал так пожелал...

12.10.2012
3

Трехчастная композиция мероприятия, закрывавшего форум «Балет XXI век», при всей его внешней сонатности создавала зрителям некоторые трудности. Так, первая, официально-церемониальная часть, на которой вручались награды участникам конкурса-смотра молодых танцовщиков и хореографов, отстояла от премьерной «Электры» на десять минут. За это время из зала успел бесследно исчезнуть исполнивший свой губернаторский долг Лев Кузнецов, а вот остальные вряд ли смогли пригубить даже чашечку чая. Зато после премьерного балета зрителям выделили аж сорок минут на соки, бутерброды и общение с сонными буфетчицами, так что в итоге до гала-концерта с конкурсантами часть публики просто не дотерпела (иначе было просто нельзя, объемные декорации требовалось разобрать к гала-концерту молодых исполнителей).

Но обо всем по порядку. Дипломы лауреатам и победителям конкурса вручали Сергей Бобров и Вячеслав Гордеев. Выступали и первые лица — губернатор края (его фраза «эхо от ваших шагов еще долго будет распространяться по земле», адресованная танцовщикам балета, прозвучала несколько сомнительно, но Льву Владимировичу мы это простим) и глава Красноярска Эдхам Акбулатов, презентовавшие специальные призы некоторым танцовщикам. Среди девушек победу одержала очаровательная Валерия Исаева из Уфы, артистка Башкирского государственного театра оперы и балета. У юношей первенствовал петербуржец Виктор Лебедев, который на гала-концерте исполнял партию Принца из «Щелкунчика»; кроме того, жюри решило вручить Гран-при фестиваля еще одному молодому артисту — двадцатилетнему Александру Омельченко, стажеру Московской государственной академии хореографии. Новый титул пополнил и без того богатую наградную историю молодого человека (он лауреат международного балетного конкурса в Варyе, международного балетного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (2010), лауреат балетного конкурса «Хрустальная туфелька» (Минск, 2011).

В состязании хореографов удивлений (коим могла быть победа кого-то из наиболее юных конкурсантов) не случилось. Лучшим стал 27-летний Константин Кейхель, педагог по образованию, нынешний студент балетмейстерского отделения Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, который преподает в Питере джазовый танец и contemporary dance.

После этого зрители увидели «Электру» — одноактный балет в постановке Сергея Боброва. Либретто к одноименной опере Рихарда Штрауса по классическому эсхиловскому сюжету написал Юрий Григорович в начале 90-х, специально к театральному фестивалю в Афинах. Красноярская премьера балета состоялась в прошедший вторник, поэтому на закрытии в нем был задействован второй состав исполнителей.

Если пробежаться по программке глазами, выдергивая из описания каждой сцены по слову, то картина сложится мрачноватая: убийство, конфликт, ссора на могиле, надругание, убийство, безумие, смерть. Интонации балета получились под стать описанию, тяжелые и болезненные; двигавшиеся среди нагромождений шипастых, бесформенных декораций танцовщики напоминали каких-то странных полузверей — полукукол с хореографией резкой, мощной и чрезвычайно контактной. В партии злодейки Клитемнестры и злодея Эгисфа, благодаря их постоянно переплетающимся движениям и своеобразным костюмам, мне вообще не виделось человеческого, а только змеиное. Над сценой возвышались исполинская гротескная корона и мертвый Агамемнон с рыжей бородой; исполняли свой туземный танец желто-фиолетовые шуты (исполняли, кстати, весьма небрежно, если только вопиющая асинхронность в их движениях не была задана заранее); прижимала к груди окровавленный хитон безумная Электра (Наталья Боброва) — и легкое сумасшествие сквозило в её жестах и взгляде начиная с самой первой сцены; порхали вокруг зловещие эринии в золотистых шортиках... Короче говоря, признавая общую выразительность постановки, от иной оценки этого балета я бы воздержался.

Евгений Мельников
Фото пресс-службы Театра оперы и балета

P.S. На фотографиях — первый состав «Электры».

Рекомендуем почитать