Главная
>
Статьи
>
«Мегаполис»: прозрачный тихий негасимый свет

«Мегаполис»: прозрачный тихий негасимый свет

07.11.2012
10

Отметить день рождения дважды — а что, отличная идея, подумала группа «Мегаполис» и привезла в Большой зал филармонии программу концерта, посвященного своему 25-летнему юбилею, состоявшемуся в прошлом году.

И правда отличная — согласились зрители по окончанию двухчасового выступления с песнями, нервными плясками, чтением стихов, разговорами о танцплощадках, видеоклипами на заказ, байками для зала и финальной «Цыганочкой» с выходом. Начав сразу с «Утра», первой песни своей первой одноименной пластинки, а закончив едва ли не половиной последней пластинки «Супертанго», а также всеми своими хитами (которых у них оказалось даже больше, чем смутно помнилось) на бис, «Мегаполис» дали на удивление энергичный для всегда казавшейся столь меланхоличной группы концерт.

Интересная особенность выступления, состоявшегося 2 ноября в Большом зале филармонии, заключается вот в чём — сказать по его результатам чеканными формулировками, в чём конкретно заключается прелесть группы «Мегаполис», получится вряд ли. Видимо, потому что она как раз в том, как изящно они проскальзывают между многочисленными флажками и обосновываются исключительно на своей, несколько странной и непривычной территории. Строя свой звук по лекалам типично британского гитарного саунда второй половины 80-х (что забавно, в то время сами они звучали совсем по другому), где-то посередине между The Smiths и продукцией лейбла 4AD того же периода, они затем поют в этом саунде безошибочно русские, а порой и московские песни. Они любят играть тихо и нежно, но в то же время секретное оружие «Мегаполиса» — гитарист Дмитрий Павлов, чьи острые и обжигающие партии регулярно вспарывают безмятежье песен «Мегаполиса» на манер не то Эджа из U2, не то Ника МакКейба из The Verve. Благодаря Павлову нестареющая «Я — весна» звучит почти как собирающаяся у самой линии горизонта гроза, а новая «Одиночка» с альбома «Супертанго» рвёт сердце совсем уж нещадно.

К тому же конкретно на этом концерте «Мегаполис» устроил что-то вроде наглядного мастер-класса на тему того, почему песня зачастую бывает чем-то большим, чем сумма музыки и слов. С ними вместе выступал поэт Александр Бараш, их соратник и коллега с самых давних времён, автор текстов к огромному количеству песен «Мегаполиса». И вот он читает стих — простой, нарочито грубоватый, местами смешной, местами занудный; а потом «Мегаполис» следом за ним заводят песню на те же слова, и там, где у Бараша рубленая простота и небрежная будничность, у «Мегаполиса» — изящное звуковое волшебство.

Вообще, это свойственно группам, пропадавшим надолго (или навсегда) — когда слушаешь их отчетные или праздничные выступления через десять или пятнадцать лет, с изумлением вдруг понимаешь, сколько помнишь их песен, о которых много лет и не вспоминал. «Мегаполис» второго числа напомнили нам и про «Где цветы», записанную Нестеровым тысячу лет назад дуэтом с Машей Макаровой, бывшей тогда ещё его многообещающей юной протеже, и про прекрасную шуточную песенку «Всё не кончится старость», и про нежнейшие «40 ночей вальса», которые группа исполнила по громогласно озвученной просьбе кого-то из зрителей. Конечно, под занавес были и обязательные «Карл Маркс Штадт» и «Новое московское сиртаки», но, по правде говоря, не в конкретных песнях было дело, не от них при выходе с концерта было тепло на сердце и необъяснимо тянуло глупо улыбаться. Скорее, хорошо становилось от общего исходящего от группы ощущения добра — от этих нежных гитарных перезвонов, от этих слегка нервических приплясываний Олега Нестерова, периодически становившегося похожим на растревоженную большую цаплю, от его рассказов и баек, выдававших в нём ужасно интересного рассказчика. Пусть бы эта старость действительно не кончалась никогда.

Рекомендуем почитать