Главная
>
Статьи
>
Обретаем заветную мечту, не можем наслушаться, переживаем за Жасмин

Обретаем заветную мечту, не можем наслушаться, переживаем за Жасмин

03.11.2003
8
Jamiroquai
«Live in Verona»
Sony Music, 2003

Имейте в виду: этот диск — уникальное в своём роде издание, не встречающееся в самостоятельной продаже нигде, кроме нашей прекрасной страны. Изначально он сопровождал (ограниченным тиражом) DVD «Jamiroquai Live in Verona». Это запись первого и единственного за десять творческих лет живого концерта Jamiroquai, данного им в итальянской Вероне 8 июня 2002 года.

Я до сих пор не до конца верю, что это произошло. Ещё меньше, наверное, верили в то, что это произойдёт, зрители, стоявшие под проливным дождём на Arena Di Verona. Произошло-таки. Разогрев в виде «Twenty Zero One» (чья насквозь искусственная аранжировка плоховато перенесла «оживление»), короткое приветствие зрителям, Вероне и Италии, извинения за дождь («I'm sorry of a rain. It's not me, it's God»), а затем действо, равного которому на электронной сцене я сразу и не припоминаю. Тринадцать композиций, главным образом с «Funk Odyssey» и «Synkronized» (последняя, «Love Foolosophy», на звучащий восемьдесят семь (!) минут диск, к сожалению, не поместилась) были исполнены так, как будто каждая нота была последней в творческой карьере Джея Кэя. Потоки воды с неба, потоки воды по сцене, скользящий по ним в своей неповторимой манере Джей с индейскими перьями на голове, ревущая (а она ревела не переставая) толпа и фантастическая музыка — на полтора часа весь остальной мир существовать перестал. Я не знаю, как Кэй это делает, но ему действительно всё идёт на пользу: и дождь, и специфика живого выступления, зачастую начисто убивающая электронные композиции. Он завёл зрителей так, что начиная с «Virtual Insanity» зал пел все песни хором. У меня же по прослушивании «Live in Verona» стало на одну заветную мечту больше. Ну, вы понимаете. Не может же этот концерт быть последним. А Европа — не так уж и далеко.

Cesaria Evora
«Voz D'Amor»
BMG Records, 2003

Знаете, почему Сезарию Эвору называют «чернокожей Эдит Пиаф»? Не потому, что она — чернокожая Эдит Пиаф. У её голоса совершенно другой характер. Просто надо было как-то писать о том, что островитянка с архипелага Кабо-Верде так легко сумела покорить мир такой лёгкой музыкой.

Альбом с незамысловатым названием «Voz D'Amor» («Голос любви») — десятый у Сезарии, и он гарантированно станет таким же успешным, как предыдущие девять, притом, что сильно напоминает все их скопом. Это и понятно: морна — стиль, в котором работает «босоногая дива» — вообще к разнообразию аранжировочных решений не располагает. Аранжировщик Фернандо Андраде, работающий с Сезарией, к нему и не стремится: четырнадцать композиций альбома с традиционным ядром «гитара, фортепьяно и труба» звучат вполне традиционно, но неизменно богаты эмоциями и очень цельны, несмотря на то, что «Voz D'Amor» писался очень большим составом (11 приглашённых музыкантов, от скрипача до саксофониста, в дополнение к постоянному составу из 7 человек). Мелодии хотелось бы слушать и переслушивать, даже если бы они звучали самостоятельно, а не были бы фоном для такого голоса, как у Сезарии. Он очень спокойный. Она никогда не повышает его в песнях, но его гибкость и страстность при этом таковы, что ты начинаешь подпевать, совершенно не зная языка, до того вокал овладевает твоим вниманием. И им никогда не возможно наслушаться до конца. Скорей бы уже одиннадцатый альбом.

Neil Young & Crazy Horse
«Greendale»
Reprise Records, 2003

Едва ли не самый необычный для знаменитого кантри- и фолк-рокера Нила Янга альбом подчинён концепции рассказа о вымышленной семье Грин, проживающей в городке Гриндейл, и об убийстве в твинпиксовском духе, эту семью расколовшем. Ожидавшийся очень настороженно, «Greendale» оказался вовсе не таким скучным, каким мог бы быть полуторачасовой рассказ несложной истории под несложную музыку. Основная заслуга в успехе этой концептуальной работы принадлежит, безусловно, коллективу Crazy Horse, самому давнему и самому известному бэк-бэнду Янга. Музыканты сработали на совесть, уложив в рамки повествовательной концепции Нила и медитативно-гитарную «Falling From Above», и грубо-блюзовую «Double E», и ненавязчиво гипнотизирующую своей кантри-подложкой десятиминутную «Carmichael». На альбоме, как ни странно, не играл один из несомненно стержневых для «Crazy Horse» музыкантов — гитарист Фрэнк Сампедро, но и в сокращённом составе группе удалось сделать очень многое, чтобы нарратив Янга на вызывал зевоты.

Жасмин
«100% любви»
Квадро-диск, 2003

Как известно, продолжительное вращение в кругах, приближенных к идолу российской поп-сцены Алле Борисовне Пугачёвой, ни для кого из артистов ничем хорошим ещё не заканчивалось. Я, естественно, говорю об артистах достойных и многообещающих. А уж если примадонна положила на кого-то глаз самостоятельно, сохранить остатки сценического вкуса ему будет крайне нелегко. Жасмин (которая так полюбилась Пугачёвой, что недавние концерты Алла Борисовна вызвалась режиссировать сама) очень старается, хотя текущее продюсирование прилагает все усилия, чтобы сделать из уникальной для нашей эстрады певицы очередную Ирину Салтыкову.

Во-первых, на альбом попали дуэты, написанные специально для упомянутых концертов. Что такое «Жасмин дуэтом с Розенбаумом», вы наверняка можете представить самостоятельно. Ещё засветились на «100% любви» Киркоров (спевший, кстати, неожиданно неплохо в том смысле, что не пытался петь единолично), Басков и «Чай вдвоём». Во-вторых, на альбоме оказались кавер-версии таких замшелых композиций, как «Добрые приметы» (такой очень характерный для середины восьмидесятых поп с хорошими словами и совершенно примитивной музыкой), «Обручальное кольцо» Шаинского (хотя здорово, конечно, что теперь выпившим гостям будет что горланить под караоке на свадьбах) и «Mambo Italiano» с совершенно идиотским русским текстом.

Легко понять, какие усилия надо было приложить, чтобы «100% любви» получился хорошим альбомом. А он получился. Жасмин поёт безо всякой оглядки на конъюнктуру, раскованно и неподражаемо чувственно. Аранжировки сделаны на высочайшем для нашей поп-музыки уровне, над ними работали такие талантливые люди, как Илья Брылин («Дольче Вита» — его заслуга) и Мурат Насыров (посредственный исполнитель, которому, тем не менее, удалось написать для Жасмин самую красивую на альбоме композицию «В декабре не бывает апреля», переплюнувшую, на мой личный вкус, даже «Вчера» Алсу). В общем, мы имеем альбом, немного не дотянувший до уровня «Головоломки», но получившийся гораздо более утончённым, чем мог бы. Однако предугадать, какой будет следующая работа Жасмин, если наш поп-бомонд будет оказывать на неё такое же влияние, я не берусь.

Мегаполис
«Улыбки любви, или Ёzhik Forever» (макси-сингл)
Снегири, 2003

На презентации этого макси-сингла лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров объяснил, что долгий альбомный перерыв завершится в следующем году выходом сразу двух дисков группы — одного на новом материале и одного, собранного из ранее неиздававшихся ввиду неформатности композиций (он, скорее всего, выйдет не под именем «Мегаполиса»). Учитывая, что неформатных этих записей накопилось аж на семьдесят часов, ребятам, возможно, стоит подумать о смене формата группы.

«Улыбки любви, или Ёzhik Forever», впрочем — сингл вполне «мегаполисовский». Три оригинальных композиции во вполне узнаваемом стиле и девять ремиксов на заглавную. Сама давшая название диску вещь, кстати, ничем выдающимся для группы не является — расслабленный гитарно-клавишный поп-рок старой московской школы, ироничный текст и эротический подтекст, всё это мы слышали, хотя и не прочь послушать ещё раз. По крайней мере, свободу для ремикширования «Улыбки любви» оставляют немалую. Очень впечатлила композиция «Где цветы?», спетая дуэтом с Машей Макаровой (той самой, которая «Маша и медведи»): очень необычный синтез «народно-песенного» текста и эмбиент-рок-аранжировки, плюс великолепный вокал Маши. У меня возникает стойкое чувство, что семилетнее ожидание, как говорится, того стоило.

Что же до ремиксов, то они показывают ровно то, что должны показывать: что достойных электронных команд у нас в стране — изобилие. Хороши почти все - от дарк-эмбиента в исполнении «D-pulse» до лёгкого танцевального микса от «G-night» и транса от «Moscow Grooves Institute». Отличное дополнение к диску, и без того заставляющему ожидать полноценных релизов с большим нетерпением.


Увидимся. Музыки ещё много.

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать