Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Гаяз Фаткуллин: равенство всех перед Богом и законом неоспоримо

Гаяз Фаткуллин: равенство всех перед Богом и законом неоспоримо

16.11.2012
34

Новый гость проекта интернет-газеты Newslab.ru о гражданском обществе — муфтий, председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, член Гражданской ассамблеи края Гаяз Фаткуллин. В своей статье он рассказывает о том, что на самом деле является шариатом, с чем в Коране сравнивается убийство невинного человека, а также почему мусульманские государства постепенно отказываются от монархии.

Наивысшая ценность

Современный обыватель и некоторые представители евроцентристских взглядов имеют совершенно четкое убеждение в том, что исламское сообщество, как и исламский мир, не приемлет современные демократические и гражданские ценности, правовые институты. Считают, что сам ислам является отсталым в общеисторическом и политическом развитии и несет в себе деспотизм, авторитаризм, монополию на политическое, идеологическое и религиозное преобладание. Во многом это происходит благодаря устаревшим методам и подходам к изучению ислама.

Гаяз Фаткуллин

Современный западный мир с его ценностями и приоритетами сформировался в Европе после падения господства католической церкви и ее идеологических установок. Современная демократия и институты гражданских ценностей, как мы их понимаем, возникли в момент развития науки и индустриализации путем проб, ошибок, непонимания и отчасти насилия. В исламе некоторые признаки гражданского общества проявляются уже с момента ниспослания главного источника исламского законодательства. В Коране говорится «...тот, кто убил душу не как возмездие за душу и не за порчу и нечисть на земле, тот как бы убил всех людей и навлечет гнев Аллаха, и будет наказан Им. А тот, кто эту душу сохранит, тот как бы всех людей убережет от смерти, потому что он таким образом сохранит души других невинных людей и заслужит великую награду от Аллаха...». Человек, его жизнь, интересы, внутренний мир являются наивысшей ценностью, и все, что вредит духовному и физическому здоровью человека, по сути, запретно и противоправно. Отсутствует превосходство одного человека над другим по каким-либо признакам, будь то цвет кожи, национальная, религиозная и другие принадлежности. В Коране сказано: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый».

В начальной стадии все монотеистические религиозные общины основывались выходцами из низов общества. В религиозном братстве они находили выход и избавление от жестокости окружавшего их мира. Впоследствии в христианстве и иудаизме данное равенство несколько изменилось, в то время как в исламе равенство всех перед Богом и законом неоспоримо. Сама организация исламского культа устроена таким образом, что господин во время чтения молитвы (намаз, саля) мог коснуться головой стоп своего раба (так иногда и происходило). На Востоке же направление стопы в сторону собеседника является унижением, приравнивается к пощечине или словесному оскорблению. В исламе отсутствует институт церкви, как в католицизме или православии, нет строгой иерархии в религиозной деятельности. Если община не принимает имама (предстоятеля на молитве), то он не имеет даже морального права возглавлять молитву и эту общину.

«Просветление» без революций

Зародилась исламская община в городе Ясрибе (ныне Медина), где согласно совместному договору, мирно проживали иудейские и арабские племена. Позже на основании договоров, заключенных Мухаммадом — пророком, кому Всевышний ниспослал свое священное писание, появились соглашения, выстраивающие взаимоотношения между мусульманским и немусульманским населением города, деревни или провинции, а также правовой статус общины и взаимоотношения общины и государства. Стоит отметить, что немусульмане — будь то христиане или иудеи — как и представители других верований, пользовались внутренней свободой без вмешательства государства и находились под прямым протекторатом власти. Из-за немногочисленности немусульманского населения, этот институт существует и поныне. Например, Египет. 10% мест в законодательной и исполнительной власти независимо от количества голосов отдается коптам как представителям национального и религиозного меньшинства. В теократическом Иране есть немало представителей иудейской (еврейской) и христианской общины (в основном армянская апостольская церковь). В статусе одной из титульных религий признается зороастризм, который преобладал до распространения ислама.

Канонически правильным и справедливым способом передачи власти в соответствии с шариатом (исламское законодательство), является выборный способ — когда происходят выборы главы государства непосредственно населением или его представителями (выборщиками). В некоторых государствах, где большинство населения мусульмане, существует монархия. Мусульманские ученые, принимая исторически сложившуюся передачу власти по наследству, проповедуют постепенный переход к реально справедливой передаче власти через обучение и «просветление» населения. Когда общество осознает и бескровно направит свою жизнь, государственное устройство в более справедливые рамки, а не будет делать это насильственно через бунты и революции.

Если рассмотреть шариат не просто как исламское право, применяющееся в различных странах с преобладанием мусульманского населения, а именно шариат, то его истоки говорят о научном, а не власти угодном происхождении, развитии и распространении.

Источниками исламского права, различных школ мусульманского права (мазхаб) являются: Коран, Сунна (цитаты, различные случаи из жизни пророка Мухаммада), кыяс (суждение по аналогии), иджма (единогласное мнение ученых по различным вопросам), урф (адат) (народные традиции и обычаи). Коран — это богооткровенная книга, которая содержит в себе несколько аспектов. Во-первых, в Коране есть четкие установки, не подлежащие изменению. Это ежедневная пятикратная молитва, пост, пожертвование и так далее. Также есть рекомендации: «не равны добро и зло. Отклоняйте зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем у тебя вражда, станет для тебя словно близкий друг».

Сунна Мухаммада, как исторической фигуры, интересна тем, что с большой достоверностью установлены факты его жизни — от рождения до смерти. В похожих жизненных ситуациях Мухаммад поступал по-разному, в зависимости от конкретного случая. Это в свою очередь дает возможность правоведам и обычным последователям поступать в контексте своего индивидуального взгляда и понимания проблемы. Иначе говоря, существует определенный плюрализм в рамках Сунны. Ниспослание Корана было завершено, Мухаммад умер, но ислам, как религия остался и продолжал распространяться. Возникали новые проблемы в области права, имущественных отношений, взаимодействия фондов, организаций, общин с государством.

Поиск знания как обязанность

В свете современных нарастающих проблем мусульманские ученые начинают новую эпоху, извлекая правовые установки из Корана, Сунны, а в некоторых случаях опыта и мнения сподвижников Мухаммада. Основоположником исламского права является ан-Нугман бин Сабит Абу Ханифа Куфи, кратко Абу Ханифа (699-767 гг.) В одном эпизоде раскрывается суть развития шариата. Однажды правитель пригласил к себе Абу Ханифу и предложил ему должность верховного судьи. На это Абу Ханифа ответил отказом, сказав: «в таком случае, я буду вынужден судить так, как тебе удобно. Я же страшусь Аллаха, и не буду принимать несправедливые решения». Известны также многие другие случаи, когда ученые и правоведы отказывались служить и применять нормы, удобные правителям и идущие в разрез с истинным духом исламского права.

Государство и власть в исламских странах не создавали шариат как таковой, а приспосабливались к нему, трактуя установление исламского права в контексте различных эпох, географического, национального и других факторов. Плюрализм заложен уже с момента возникновения ислама. Даже отчасти в толковании некоторых аятов Корана, Сунны, не говоря уже о массе различных мнений в политике, науке и быту. Иджма означает, что если отсутствуют какие-либо способы правомерного решения проблемы, то собирается совет ученых (именно ученых, а не госслужащих) и принимает решения, основанные на конкретных методах, которые впоследствии становятся обязательными для остальных членов исламского общества.

В одном из хадисов (цитат) Мухаммад сказал: «поиск знания является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки». Существует также много других посылов прямых и косвенных о необходимости постоянного духовного, научного и нравственного развития человека, каких бы высот он не достигал.

Подводя итоги, можно однозначно определить, что ислам и сообщество мусульман не являются чем-либо косным и отсталым в научном и духовном прогрессе. С самого своего основания ислам предусматривает развитие самостоятельной, сильной и активной в жизненном и социальном плане личности. Ислам придерживается тех же норм и достижений демократии и гражданского развития, что и на Западе, за исключением отношения к сексуальным меньшинствам и некоторым другим неприемлемым явлениям. Кроме того, у мусульман несколько иной вектор прав и обязанностей: на Западе, как правило, человек первоначально реализует свои права, а после уже идут его обязанности. В исламе же надлежит сначала исполнить свои обязанности по отношению к Богу, государству, обществу, семье и только потом уместно осуществлять свои права, гарантированные шариатом и государственным правом.

Гаяз Фаткуллин

По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы.

Рекомендуем почитать