Как-то так само собой сложилось, что посмотрел несколько фильмов, в которых люди либо весь фильм умирают, либо уже умерли, либо все умрут в конце. Некоторые из этих фильмов, не поверите, даже жизнеутверждающие. Поговорим о них.
Изоляция
Под таким названием у нас известен фильм «Severence», хоррор-комедия английского (относительно) нового спеца по ужасам Кристофера Смита («Урод», «Треугольник», «Чёрная смерть» — ничего из этого не видел, вот чёрт). Хотя — в плане связей кровожадных и корпоративных подтекстов названия — я бы этот фильм переименовал в, ммм, «Сокращение штатов». Кино про сотрудников конторы по производству оружия, который едут на корпоратив к боссу в загородный дом, который тот недавно приобрёл где-то в Восточной Европе — побегать по лесу с пейнтбольными ружьями и в процессе укрепить несколько пошатнувшийся корпоративный дух. По пути они традиционно заезжают немного не туда, так что вскоре корпоративный дух укреплять приходится в попытках спастись от непонятного убийцы, который понаставил им ловушек по всему лесу.
В «Изоляции» Смит, с одной стороны, немного играется с жанром — фильм постоянно норовит съехать из чистосердечного хоррора во что-нибудь ещё, то в остроумную пародию на жанр (есть отличный эпизод, в котором герои придумывают разные варианты жуткой истории места, в котором они оказались, один безумнее другого), то в злую антивоенную сатиру. Но, с другой, совсем отпустить от себя хоррор он не может — поэтому получаются такие несколько укачивающие качели, которые сильно вредят фильму в целом. То есть, да, Смит хочет сделать злое и шокирующее сатирическое высказывание, но при этом относится к своим героям с типичной хоррор-логикой — по ним сразу понятно, кто выживет, а кто нет, а со злой сатирой такой подход не очень сочетается. Ну, и с идеологической точки зрения в «Изоляции» некоторая путаница (дальше пошли СПОЙЛЕРЫ) — у него поставщики оружия приезжают в Венгрию, где на них начинает охотиться группа людей, разговаривающих между собой по-русски. Странноватое сочетание — ладно бы, если это были Балканы, или, там, Кавказ, ещё можно было понять. Но Венгрия-то тут при чём? И русские тоже — уж этим-то на европейских поставщиков оружия всяко по барабану, у них своего добра навалом. Короче, непонятно (СПОЙЛЕРЫ закончились). Ну, с другой стороны, можно посмотреть на подросшую Лору Харрис, девочку-блондинку из «Факультета» Родригеса — у неё в лице есть какая-то крутая лёгкая ассиметрия, из-за которой на неё смотреть можно бесконечно.
Потустороннее
В рамках кампании «посмотреть все поздние режиссерские фильмы Клинта Иствуда». Многоуровневая история про общение с миром мертвых, чуть сильнее (и регулярнее) заезжающая на территорию абсолютной мелодрамы, чем хотелось бы. Хотя это не вина Иствуда, он, как обычно, своим спартанским взглядом всё это сдерживает — просто сценарий Питера Моргана настолько ей пропитан (см. практически весь сегмент про мальчика Маркуса из Лондона), что даже Иствуду с его каменной стойкостью не сдержать. Тут параллельно развиваются три истории. Французская журналистка (Сесиль де Франс) чуть не утонула во время цунами 2004-го года, и теперь не может избавиться от мыслей о странных видениях, которые посетили её в ходе временной смерти. В Нью-Йорке Джордж (Мэтт Дэймон) пытается уйти от своего таланта медиума, но всё время что-то мешает. А в Лондоне мальчика Маркуса, и так растущего в неблагополучной семье при пьющей матери-одиночке, настигает трагедия — машина сбивает единственного по-настоящему важного для него человека, его брата-близнеца Джейсона. В конце, понятно, все встретятся — причем, что забавно, на лондонской книжной ярмарке.
Впрочем, смотреть интересно, а местами и вовсе замечательно. Начало, например, наводит на странную мысль о том, что было бы круто посмотреть в исполнении Иствуда полноценный фильм-катастрофу со спецэффектами — а дальше, когда Мэтт Дэймон начинает ходить на поварские курсы, думаешь, что и бытовую романтическую комедию в исполнении Иствуда был бы не прочь посмотреть. Ещё есть как минимум один без дураков мощнейший кусок — вся сцена между Дэймоном и Брайс Даллас Ховард у него на кухне выполнена прямо фантастически круто, при том, что всё сделано подчеркнуто спокойно и буднично. Ну, и Дэймону идут такие угрюмо-обычные роли.
Ищу друга на конец света
Меланхоличная романтическая комедия про конец света, дебют тётеньки, написавшей многими (но не мной) любимый фильм «Будь моим парнем на пять минут». На Землю летит метеорит по имени «Матильда», через три недели все умрут, а Стив Каррелл и Кира Найтли, соседи по подъезду, волей случая едут вместе куда-то на машине — ей надо домой в Англию, а последние коммерческие рейсы улетели, а у него есть знакомый с личным самолётом, а у неё машина. Ничего вроде бы необычного, все узелки этой истории видны, как на ладони, в первые пять минут, но...
Тут, во-первых, как-то удивительно верно схвачен апокалипсис — кажется, случись что подобное на самом деле, всё будет происходить примерно так, и глупо, и нелепо, и опасно, и весело, и чёрт знает как. Плюс, у фильма изначально такой правильно-меланхолический настрой, что когда он под конец едет в мелодраму, он и это делает как-то меланхолически, без истерик. К тому же тут много прекрасных деталей — например, любовь к пластинкам; Найтли, убегая из дома от погромщиков, выбирает, что из любимых пластинок забрать («Wilco? Джон Кейл? Скотт Уокер?»). Ну, и вообще — когда в качестве ответа неотвратимо надвигающемуся концу света предлагается лечь на ковер и послушать Уокера на виниле — ну, чем не ответ, чего там.