Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Переходим на суррогат?

Переходим на суррогат?

За нынешний год оборот краевого рынка алкоголя упал на 20%. Однако дело отнюдь не в том, что красноярцы стали меньше «злоупотреблять». Просто они стали пить больше контрафакта — алкоголя, не учтенного официальной статистикой. К этому привели законодательные ограничения на продажи алкогольной продукции. Так считают участники рынка.

Легальных продавцов алкоголя стало меньше

С июля 2012 года вступили в силу изменения в федеральный закон об обороте алкогольной продукции. Результаты этих изменений сказались за считанные месяцы. И далеко не положительные, как утверждают игроки алкогольного рынка.

Напомним, поправки в «алкогольный» закон жестко «обидели» как потребителей, так и продавцов крепкого алкоголя. Одни лишились возможности покупать вожделенный продукт в ночное время, часть других — продавать его, причем, как ночью, так и днем. Дело в том, что закон теперь разрешает реализовать крепкий алкоголь только стационарным торговым точкам — «представляющим собой здание площадью не менее 50 кв. м (для сельских районов не менее 25 кв. м), прочно связанное фундаментом с землей, присоединенное к сетям инженерно-технического обеспечения».

Все бы ничего, но местный Росреестр, по мнению алкогольщиков, неправильно трактовал термин «нестационарный объект» и подписал под него многие торговые точки, которые по всем признакам являются стационарными. В первую очередь, в их число попали павильоны, которые, как считают чиновники из Росреестра, по определению не могут являться объектами капитального строительства.

— На уровне края вышло постановление со схемой размещения нестационарных объектов. В эту схему включены торговые точки, которые имеют фундамент, инженерно-техническое обеспечение, договоры на поставку электроэнергии и т.д. Тем не менее, они признаны нестационарными объектами. В связи с этим, краевое министерство промышленности не имеет возможности выдать им лицензию на торговлю алкоголем. Однако мы считаем, что краевые специалисты по недвижимости и земельным отношениям некорректно трактовали термины «временное», «стационарное» и «нестационарное» строение, и необоснованно причислили многие торговые точки к нестационарным объектам, — заявил генеральный директор ООО «Стэлс» (компания-поставщик алкогольной продукции) Виталий Степанов.

Что в результате? За последний год в крае стало на 3 тыс. меньше объектов, торгующих крепким алкоголем. Уточним — легальным крепким алкоголем. Участники рынка считают, что большинство предпринимателей, лишившихся возможности продавать водку, продолжают ею торговать, но теперь незаконно. — Алкоголь в обороте таких торговых точек занимает не менее 20-25%. Понятно, что от его продаж предприниматели отказываться не хотят и не будут. И в лучшем случае они будут торговать качественным алкоголем, приобретенным в обход законных торговых операций. В худшем — контрафактным суррогатом, — пояснил Степанов.

После Нового года водочные заводы остановятся

Акцизная политика государства, по мнению игроков алкогольного рынка, также способствует расцвету теневого водочного бизнеса. Так, сейчас минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки у официального производителя в Красноярском крае составляет 109 руб., а у подпольных бутлегеров — от 60-65 руб. Естественно, многие предприниматели не удерживаются от соблазна торговать контрафактом. Тем более что штрафы за это установлены мизерные — выручка от продаж «паленки» с лихвой их перекрывает. В то же время с Нового года акцизы на алкогольную продукцию в России поднимутся на 36%, что еще больше удорожает ее стоимость в рознице. Более того, в 2014 году планируется увеличить их еще на 24%.

Увеличение акцизов, как считают эксперты, бьет и по продавцам, и по производителям легальной алкогольной продукции.

— Происходит ценовой дисбаланс между легальными и нелегальными торговыми точками. Первым нужно купить лицензию стоимостью 200 тысяч рублей и сроком действия на пять лет, обеспечить должное хранение, транспортировку, ведение документации и пр. И отвечать за все это перед контролирующими органами. Вторые не несут никакой ответственности и значительных расходов, в крайнем случае, отделываются мелкими штрафами, — говорит представитель ООО «Авентин» (компания-поставщик алкогольной продукции) Юрий Шамохин.

Официальные производители алкоголя также не могут соперничать с подпольными конкурентами — слишком велика разница в себестоимости продукции. Директор НП «Енисейская Алкогольная Ассоциация» Валерий Анохин прогнозирует, что с Нового года, когда в очередной раз повысятся акцизы, местные водочные заводы будут вынуждены приостановить производство — у них скопится большой остаток нереализованной продукции. Так, «Шушенская марка» уже сейчас временно остановила производство. Другой крупнейший производитель — «Байкалфарм» — пока не собирается этого делать.

— Если ежемесячно мы производим 32-34 тысячи декалитров алкогольных напитков, то в ноябре планируем увеличить объемы до 40 тысяч, а в декабре — до 60 тысяч декалитров. Это связано с сезонным увеличением сбыта, — заявил заместитель генерального директора ОАО «Байкалфарм» Игорь Кулак. Однако насчет планов предприятия после Нового года он умолчал. Намекнул лишь, что тоже не исключает временной остановки производства.

Рост цен на руку поставщикам контрафакта

Получается, что ужесточение законодательства препятствует развитию, прежде всего, легального алкогольного рынка. И, наоборот, способствует росту его теневого сектора. Увеличение акцизов, ограничение лицензирования — все это ведет к повышению стоимости алкогольной продукции. В итоге, увы, ценовой перевес оказывается на стороне нелегальных игроков рынка.

— Увеличение стоимости алкоголя побуждает потребителя искать продукцию по приемлемой цене. Он не готов платить ту сумму, которую устанавливает сегодня государство. Соответственно, есть спрос на более дешевую продукцию, и есть те, кто готов его удовлетворить. На фоне этого мы еще и сокращаем базу легальных продавцов алкоголя, ограничивая предпринимателей, чиня им препятствия и, тем самым, фактически подталкивая их к различным нарушениям законодательства, — подытоживает генеральный директор ООО «Кастор» (компания-поставщик алкогольной продукции) Владислав Майстренко.

Рост теневого сегмента алкогольного рынка негативно сказывается не только на его игроках, но и на краевой казне, которая недополучает налоги с продаж алкоголя. Плюс к тому, доходы краевого бюджета от производства алкогольной продукции на территории края, которые ежегодно составляют порядка 3 млрд руб., могут тоже снизиться. Как уже было сказано, местные производители и сейчас с трудом справляются с подпольными конкурентами, а после повышения акцизов их продукция и вовсе может оказаться невостребованной.

Рекомендуем почитать