Больше года таксофирмы работают по новым правилам перевозки пассажиров. Однако пресловутый закон о лицензировании, направленный на борьбу с нелегальными извозчиками, лишь усилил неразбериху. За прошедший год из бизнеса ушли многие добросовестные игроки, в то же время теневой сектор рынка расцвел буйным цветом.
ГИБДД обещает перейти к карательным мерам
По данным краевого минтранса, на сегодня в крае выдано 5 515 лицензий на таксомоторные перевозки, в самом Красноярске — 1 730. Если соотнести эти цифры с данными годичной давности, выйдет, что все таксисты края на сегодня получили лицензии. Однако, даже на обывательский взгляд, статистика явно не соответствует реальной ситуации. Возможно, нелегалов «на бордюрах» и стало меньше, зато развелось множество фирм и так называемых «диспетчерских служб», по вызову из которых приезжают автомобили, никак не соответствующие установленным правилам — «гребень» на крыше, цветографические эмблемы на бортах и т.д.
В общем, закон приняли, а о его исполнении как-то не подумали. Служба Госавтоинспекции, которая должна выявлять нелегальных таксистов, за год не провела ни одного спецрейда. Поначалу у инспекторов не было оснований для проверки лицензий у таксистов — соответствующие поправки в ПДД внесли только летом, спустя более полугода после вступления в силу нового закона о перевозках. Но и после этого ситуация практически не изменилась: за все время действия новых правил в Красноярске было выявлено всего 37 нелегальных таксистов. Все — в ходе дежурного патрулирования.
— Дело в том, что проверка лицензии не является основанием для остановки автомобиля. Только если водитель такси нарушил правила движения или попал в ДТП, инспектор может проверить у него документы на осуществление пассажирских перевозок. Таким образом и были выявлены все нелегальные таксисты, — пояснила пресс-секретарь красноярского полка ДПС Юлия Глушкова.
Свою пассивность в отношении «бомбил» в ГИБДД объясняют просто: мы даем людям возможность перестроиться, привыкнуть к новым правилам, поэтому пока работаем в профилактическом режиме. Однако обещают, что уже после Нового года профилактический режим перейдет в «карательный» — стартуют специальные рейды и мероприятия по выявлению и наказанию нелегальных таксистов. Впрочем, нечто подобное в ГИБДД говорили год назад.
Исполнение закона никого не интересует
Тем временем, на рынке такси произошли серьезные изменения. Появилась новая категория водителей, которых в среде таксистов прозвали «рвачами» или «огурцами». Это бывшие сотрудники таксофирм, которые с введением лицензирования предпочли уйти на нелегальное положение.
— За последний год из таксофирм ушло в общей сложности порядка 70% водителей. Большую их часть взяли под свое крыло две федеральные службы заказа такси, которые не так давно зашли на местный рынок. Эти фирмы сейчас хорошо известны красноярцам, хотя по большому счету это и не фирмы, а именно диспетчерские службы. Водители, работающие на них, по факту официально не трудоустроены и не имеют лицензии. Все контакты с «работодателем» происходят удаленно. Проще говоря, любой желающий водитель может обратиться в эту службу, ему установят на телефон специальную программу и будут отправлять заказы. Всё — работай. И никаких тебе лицензий, техосмотров и т.д. По существу, контролирующим органам и предъявить таким водителям нечего. Пойди, докажи, что он таксист. Соответственно, сами службы заказа тоже ни за что не отвечают, не гарантируют ни качество услуг, ни сервис. В случае чего клиентам даже пожаловаться некому, — рассказывает директор транспортной компании «Токио» Юрий Ветров.
За год в Красноярске закрылось множество добросовестных таксофирм, из бизнеса ушли некоторые предприниматели — владельцы известных ранее транспортных компаний. В целом, рынок стал «мутным» — руководители предприятий не выходят на связь, отказываются отвечать на вопросы. Так, в одной из двух упомянутых диспетчерских служб, офис которой имеется в Красноярске, от комментариев журналистам уклоняются. «Достучаться» до руководителей других транспортных компаний зачастую также нереально. В результате, непонятно, кто сегодня выступает регуляторами рынка — устанавливает стандарты услуг, принимает жалобы пассажиров, «разруливает» конфликтные ситуации и т.д. Причины ликвидации многих предприятий очевидны — фирмы просто не смогли удержать своих водителей. В самом деле, как объяснить человеку, что он должен потратиться на лицензию, ежедневно проходить платные техосмотр и медосмотр, содержать машину в чистоте, блюсти этикет в отношениях с пассажирами и т.д., когда он может со всем этим не «заморачиваться» и уйти на вольные хлеба? В итоге, сегодня на плаву остались только самые крупные красноярские таксофирмы — те, которые сумели сохранить костяк «преданных» водителей.
Что будет происходить на рынке такси дальше, пока неясно. Очевидно одно: новый закон о пассажирских перевозках мало того, что не работает, он серьезно нарушил тот какой-никакой порядок, что был на рынке ранее.
— Мы не против закона. Но сейчас он не работает. А чтобы заработал, нужен серьезный штат сотрудников, которые будут следить конкретно за его исполнением. Нужна команда, в которую будут входить сотрудники ГИБДД, минтранса, налоговой службы. И у них должны быть реальные полномочия, рычаги воздействия на ситуацию. Пока же получается, что закон издан, а исполняется он или нет, — это никого не интересует, — подытоживает Ветров.