Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Кто накажет SMS-спамеров

Кто накажет SMS-спамеров

09.01.2013
17

Пользователи сотовой связи давно уже привыкли к SMS-спаму и воспринимают его относительно спокойно. Однако в новогодние каникулы объем рассылок рекламных сообщений превышает пределы терпения абонентов — каждый магазин считает своим долгом оповестить потребителей о распродажах, скидках, акциях и пр. Нескончаемый поток рекламных эсэмэсок начинает всерьез раздражать. Что красноярцы могут сделать с назойливыми спамерами?

Для большинства пользователей сотовой связи SMS-спам — неизбежное зло, издержки технологии. Люди просто удаляют ненужные сообщения, не задумываясь о том, что отправитель, возможно, нарушил их права. Согласно закону «О рекламе», рассылка рекламных сообщений без предварительного согласия абонента является незаконной и карается административным штрафом. Если же абонент не только не давал согласия на получение рекламных сообщений, но даже не предоставлял отправителю SMS свои контакты, то последний нарушает еще один закон — «О защите персональных данных».

Не разбрасывайтесь контактами

Что делать, если вы получаете нежелательную SMS-рекламу? Как правило, первая инстанция, куда жалуются абоненты — их сотовый оператор. Логика людей понятна: вы предоставляете мне услугу связи, значит, отвечаете за информацию, которая мне поступает. Однако у операторов на этот случай железная «отмазка»: мы действительно предоставляем услугу связи, однако ответственность за содержание разговоров и текстовых сообщений лежит на самих абонентах.

Как пояснили Newslab.ru в сотовых компаниях, большинство рекламных сообщений абоненты получают после указания своих контактных данных и иной личной информации в магазинах, салонах, клубах и прочих организациях. При совершении покупки клиенту могут, например, предложить заполнить анкету для оформления дисконтной карты либо просто оставить свои контакты для получения рекламных и иных сообщений. В этом случае человек сознательно подписывается на рекламную SMS-рассылку и не вправе потом предъявлять претензии к ее отправителю.

Сотовики исключают возможность передачи своих информационных баз третьим лицам и говорят, что абоненты, как правило, сами виноваты в том, что им приходит SMS-спам. Оставляя информацию о себе и не требуя гарантий защиты личной информации, люди самостоятельно открывают доступ к своим данным мошенникам и недобросовестным организациям. Зачастую фирмы совершают так называемый «обмен клиентами», и таким образом телефонные номера абонентов попадают во многие базы рекламных рассылок.

«Вердикт» сотовых операторов: абонентам следует более тщательно оберегать свои персональные данные, не оставлять свои номера в организациях, которые не гарантируют сохранения конфиденциальной информации о своих клиентах.

Красноярцы терпят спамеров

Как же все-таки быть, когда спам уже приходит? В том случае, если рассылка идет от организации, которой вы действительно оставляли свои контакты, все просто: нужно связаться с отправителем и потребовать исключить вас из базы рассылки. Как правило, этого бывает достаточно.

Если же отправитель игнорирует ваше требование либо рассылка идет от организации, где вы точно не оставляли контакты, смело обращайтесь в Управление Федеральной антимонопольной службы.

— Заявление на отправителя SMS-рассылки можно подать непосредственно в приемную, отправить по почте либо по электронной почте. Кроме того, на сайте УФАС есть форма обратной связи — можно обратиться через нее. Такое заявление тоже будет рассмотрено, — пояснила пресс-секретарь Красноярского УФАС Ольга Чуракова.

К заявлению необходимо приложить копию договора с сотовым оператором и доказательства получения SMS-рассылки. Для этого достаточно сфотографировать телефон с открытым в нем рекламным сообщением. Нелишним также будет запросить у сотового оператора распечатку ваших входящих эсэмэсок. — Абонент обязательно должен предоставить свидетельства того, что нежелательные сообщения действительно приходили. В ином случае оснований для принятия мер у нас не будет, — подчеркнула Чуракова.

Надо сказать, что за 2011-12 годы Красноярское УФАС привлекло к ответственности только три организации, занимавшиеся незаконной SMS-рекламой. Впрочем, и заявлений от граждан за этот период поступило всего 12.

— Проверка по шести жалобам показала, что люди сами давали согласие на получение рассылки, еще в трех эпизодах нам не удалось установить лицо отправителя спама, — уточнила Чуракова.

В УФАСе признают, что в случае, когда определить отправителя SMS-рекламы не удается, предпринять против него практически ничего не возможно. Сообщить контакты и назвать лицо спамера могут только сотовые операторы, однако эту информацию они не раскрывают даже УФАС, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Сами же сотовики утверждают, что не просто «умывают руки» в таких ситуациях, а предпринимают свои меры для борьбы со спамерами. Так, если на какого-то рекламодателя поступает большое количество жалоб от абонентов, его номер может быть заблокирован.

Рекомендуем почитать