Южная Корея пока держится особняком в списке посещаемых красноярскими туристами стран. Наши земляки пока особо туда не стремятся. Красноярский журналист Анна Процевская не просто побывала в этой азиатской стране, а стала настоящим ее апологетом.
— Два года назад, совершенно случайно для себя, я стала изучать корейский язык, — рассказывает Анна. — Спустя пару месяцев серьезно задумалась над поездкой в ту страну, язык которой усиленно изучаю. И съездила. Через какое-то время поехала еще. И так получилось, что с лета 2011 года я уже трижды побывала в Южной Корее.
Насколько знаю, в страну требуется виза. И получить ее непросто...
Да, самый легкий способ попасть в Южную Корею — приглашение из какой-нибудь тамошней организации. Но простого туриста кто туда позовет? Туристическую визу помогут сделать турагентства, но не наши, а иркутские. Там такой бизнес поставлен на поток, иркутяне активно летают в Корею, даже есть регулярный прямой рейс по маршруту «Иркутск — Сеул». Из Красноярска можно попасть в Сеул только со стыковкой в Пекине.
Твои первые впечатления от Сеула?
Если не считать восторга от аэропорта Инчхон (Incheon), который считается одним из самых больших в мире, то меня впечатлила невероятная чистота вокруг, я бы даже сказала, стерильность. И особенно она ощущалась, прошу прощения, в общественных туалетах. Ни намека на грязь или запах. Ну а про унитазы, из которых льется не только вода, но и приятная музыка, уже легенды ходят. На улицах чисто, даже если был какой-то городской праздник, наутро все убрано. В первую поездку я обула новые босоножки. Мало того, что ноги всегда были чистыми, но даже обувь ни разу не запачкала.
С чистотой понятно, расскажи про саму столицу?
Сеул — громадный город, почти 11 миллионов жителей. При этом он невероятно уютный, в нем достаточно легко ориентироваться. Как и во многих мегаполисах, в Сеуле есть своя телебашня — Сеул Тауэр (N Seoul Tower), на которую лучше забраться вечером, чтоб оценить масштаб. Есть прекрасная шоппинг-улица Мёндон (Myeong-dong), где можно найти не только мировые, но и отличные корейские бренды. Есть квартал Инсадон (Insadong) — в нем сосредоточены музеи, культурные центры, куча сувенирных лавок. И, конечно, стоит посетить парк рядом с небольшим ручьем Чхонгечхон (Cheonggyecheon), который течет сквозь весь Сеул — прекрасно организованное пространство и место для досуга.
А как же знаменитый теперь на весь мир район Ганнам (Gangnam)?
Это район, где живет сеульская элита: богачи, местные звезды шоу-бизнеса. Дорогая недвижимость, дорогие ночные клубы, бутики... В общем, нам, простым смертным, делать там нечего. Если уж потусоваться с корейцами, то нужно отправиться на улицу Хондэ (Hongdae). Там с наступлением темноты выступают уличные музыканты, множество баров и клубов с музыкой на любой вкус. Естественно, полно молодежи, действительно веселая и дружная атмосфера.
Как тебе корейцы?
Сеул как разноцветный муравейник. Одеваются корейцы ярко, иногда без вкуса, но смотрится это все круто. Даже офисные работники пытаются не отставать. Девушки любят красить волосы в рыжий, хотя в последнее время популярны розовый и все цвета радуги. Парни тоже следят за собой: ходят в парикмахерские, делают маникюр и прочее. Друг с другом общаются весьма эмоционально, громко говорят, жестикулируют, иногда сами себя не понимают. Корейцы — патриоты своих брендов. Автомобили на 90% корейские, техника тоже. Продукцию Apple можно встретить едва ли, а телефоны и планшетники, в основном, Samsung. Кстати, правильно это слово произносится не «самсунг», а «самсон», и переводится как «три звезды».
К приезжим как относятся?
Корейцы первыми никогда не пойдут на контакт. Инициатива знакомства всегда будет исключительно вашей. Не удивляйтесь, если сразу начнут расспрашивать о возрасте, работе и семейном положении. Для корейцев важен статус, у них даже грамматика языка на этом построена. Например, к старшему по возрасту или званию больше уважения, это как и в России. Если люди одного возраста, но первый еще учится, а второй уже работает, то «старше» будет тот, кто работает. Имеет вес и семейный статус: женатый мужчина — «взрослый», неженатый — глупый подросток, нуждающийся в опеке родителей, и неважно, сколько этому мужчине лет. Женатому корейцу проще получить хорошую должность в компании — считается, он способен нести ответственность. Но есть и обратная сторона «старшинства», к примеру, в ресторане «старший» в дружеской компании должен оплачивать счет.
Кстати, корейская кухня! Что попробовала и что понравилось?
Первая еда, которую мы попробовали, была из уличных лотков (для сравнения можете вспомнить уличных торговцев едой в Бангкоке). Лично я полюбила токкпокки (tteokbokki) — рисовые хлебцы, которые подаются с острым соусом, оказалось невероятно вкусно. А для корейца острая еда — вкусная еда.
А алкоголь?
Туристам предлагают попробовать «соджу» (soju) — рисовый 19-градусный ликер. По мне, гадость, будто разведенная теплой водой водка. Понравилось рисовое вино «макколи» (makgeolli), то и дело можно встретить макколи-бары, где этот напиток подают в жестяном чайнике и разливают по пиалам. К вину подают множество закусок, в том числе сваренные в сладком сиропе личинки шелкопряда. Если их поедать, закрыв глаза, то вполне вкусно.
Удалось ли попробовать блюда из собаки?
Ела суп с собачьим мясом, но особого вкуса не почувствовала. Собачатину не так просто покушать: в ресторанах можно найти, но это дорогие блюда, деликатесы. Для пищи есть специальная порода собак нуреонги (nureongi). Большинство корейцев ест собачье мясо по праздникам. Считается, что в нем содержатся вещества, помогающие при легочных заболеваниях. Почему они чаще других наций страдают пневмонией и астмой, пока выяснить мне не удалось.
Но медицина в Южной Корее на высоком уровне?
На достойном, ничем не уступающем Японии или Европе. Особенно это заметно в области пластической хирургии. В Южной Корее есть город Тэгу (Daegu) — местная медицинская мекка. Сколько там клиник пластической хирургии, я даже не бралась считать. Побывала там, чтобы помочь одному красноярскому доктору с покупкой оборудования. Корейцы любят себя перекроить, самая популярная операция — сделать «европейский» разрез глаз, что разрешено даже старшеклассницам. Для этой и многих других операций Южную Корею ежегодно посещают до 15 тысяч китайцев.
Где ты побывала, кроме Сеула и Тегу?
В крупном портовом городе Пусан (Busan). Туда съезжаются корейцы со всей страны для пляжного отдыха. В Пусане очень много русских — выходцев с Дальнего Востока, даже есть русский квартал с «логичным» для наших соотечественников названием Техас (смеется). В Пусане проводится ежегодный кинофестиваль (BIFF), существует даже своя Аллея звезд. Однажды мы пошли на пляж и увидели желтую резиновую прибрежную полосу: это корейцы качались на волнах в больших желтых плюшках, на которых мы зимой с горок катаемся. Что еще удивило: корейцы купаются в одежде, понятие «открытый купальник» или «бикини» у кореянок не существует, только закрытый, а парни и вовсе в футболках и джинсах.
Поедешь ли в Южную Корею еще?
На эту страну у меня большие планы. За три поездки я полюбила Южную Корею и хочу себя попробовать реализовать в ней. Мне даже удалось поступить в университет (PaiChaiUniversity) для дальнейшего изучения языка. Так что самое долгое знакомство еще впереди.
Диана Шаталова, интернет-газета Newslab.ru
Фотографии Анны Процевской