Большой театр испокон веку на Руси славился своими склоками и подковерными противоборствами. Вот и сейчас — после того, как неизвестный негодяй плеснул худруку Сергею Филину в лицо кислотой, чего мы только не узнали: что генеральный директор театра не в ладах с одной из главных его звезд, что прима-балерина Светлана Лунькина уехала в Канаду, опасаясь угроз Владимира Винокура, что из-за нападения на Филина в столицу отказался приезжать английский хореограф Уэйн Макгрегор, который должен был принять участие в постановке «Весны священной». Правоохранители тем временем ищут если не преступника, то хотя бы подозреваемых — в их числе сотрудники театра и участники труппы.
В Петербурге решили не отставать от столицы и затеяли свой локальный скандал вокруг Мариинского театра — мол, его вторая сцена стоимостью в 22 миллиарда рублей не выдерживает никакой критики. Некоторые горячие головы вовсе предлагают её снести (ну и что, что восемь лет строили?), причем на деньги художественного руководителя театра Валерия Гергиева.
Две крупнейшие европейские балетные труппы, парижская и берлинская, сменили художественных руководителей — интендантом Staatsballett Berlin станет худрук Михайловского театра Начо Дуато, а танцовщиков Opéra de Paris возглавит Бенжамен Мильпье (Benjamin Millepied), человек, соблазнивший Натали Портман на съемках «Черного лебедя». В Ъ предрекли, что две эти перестановки повлияют на весь балетный мир, а Россию постигнет участь «поставщика классических древностей».
Главное событие февраля — в Москве открыли Гоголь-центр, реконструированный театр им. украино-российского писателя, который возглавил модный и совсем не классический Кирилл Серебренников. Новой площадке прочат звание «театра для среднего класса», этакого форпоста интеллектуального мейнстрима. Спектакль состоял из четырех частей («Ночь», «Утро», «День» и «Вечер») каждой из которых занималась отдельная группа грядущих резидентов Гоголь-центра.
В рубрике «любопытные интервью» нынче беседа с генеральным директором Метрополитан-оперы Питером Гелбом (Peter Gelb), а также драматург Михаил Дурненков, рассуждающий о взаимоотношениях системы Станиславского и «новой драмы».
Привычно не требуется усилий для того, чтобы набрать полное лукошко различных странностей и курьезов. В Чикаго во время репетиции спектакля по Вагнеру загорелся актер, а в Англии поставили оперу без музыки, спрятав «Орфея» Монтеверди в наушники, артистов же разместив в шаговой доступности от зрителей. В Липецке товарищи с православием головного мозга протестуют против показа рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», тогда как житель Барнаула требует уголовного наказания для создателей спектакля «Остров Рикоту» из Алтайского драматического (там персонаж режет мясо, используя в качестве разделочной доски бутафорскую икону). Смотрим внимательно и оскорбляемся.
Наконец, уже на следующей неделе в столице стартует основная фестивальная часть «Золотой маски». Ъ выделил в программе пятнадцать спектаклей, которые обязательно стоит посмотреть. А поскольку наши шансы на это провинциально малы, порадуемся тому, что в список попал «Подросток с правого берега».
Евгений Мельников