Сопровождается болями и коликами.
Метеорит (или комета, есть и такая версия), который пролетел над Челябинском, всколыхнул всё мировое телевидение. Не говоря уж об интернете. Но ему можно: надо признать, что они всё же редко летают. Если не считать, конечно, Леонидов. А уж такие, которые при этом ещё чего-то и разрушают — вообще большая редкость.
Понятно, что разрушать лучше не надо. Если там где-нибудь есть центральная диспетчерская метеоритов, то надо их попросить, чтобы они отменили все вылёты с последующим разрушением. Но пока, увы, приходится довольствоваться тем, что есть. Собственно, про «физические» последствия этого метеорита уже и так все знают: повыбиты стёкла, мальчику куском стекла палец порезало, сердечника какого-то прихватило. Народ поперепугался просто так.
Вообще, астрономы считают, что в среднем за сутки на Землю падает от пяти до шести тонн метеоритного вещества. Ясное дело, в подавляющем большинстве случаев в виде тончайшей пыли. Что составляет примерно две тысячи тонн в год. Крупные метеориты — сравнительная редкость. Но тут уж Челябинску повезло.
Но оставим эти метеоритные дела астрономам и строителям, которые теперь должны ремонтировать окна. Гораздо интереснее то, что приключилось в головах у немалой части россиян. Откровенно патологические случаи типа религиозных психозов мы в расчёт брать не будем: они были, есть и будут и являются своего рода биологически задаваемой константой. Как ни старались руководители некоторых политических режимов силой физического уничтожения людей, болеющих такого рода заболеваниями, снизить в популяции уровень этих болезней, так у них ничего не получилось. Стоило этим режимам кануть в вечность, как всё быстро возвращалось к прежнему уровню.
Гораздо интереснее то явление, которое смело можно назвать метеоризмом головного мозга. Особо печалит то обстоятельство, что это заболевание почему-то обуяло ту часть российской публики, которая претендует на роль нравственных, культурных и политических образцов.
Собственно, метеоризм — отнюдь не наука о метеорах. Таковая имеет своим названием слово «метеоритика». Впрочем, пытливый ум (которых тут бывает, я знаю) сразу же задастся вопросом: а как же метеорология? Она-то имеет какое-то отношение к метеоритам? Имеет, скажем мы этим пытливым умам. Всему виной Аристотель. Он придумал и метеоритику (в её безбашенном, в прямом смысле слова, варианте), и метеорологию. То есть, науку о ветрах, в дословном переводе. Которая позже стала наукой о погоде в целом.
Метеоризм же, имея тот же корень, является термином медицинским. Так называется избыточное скопление газов в кишечнике; проявляется вздутием живота, пучением, распирающей болью в животе; возможно обильное («взрывное») выделение большого количества пищеварительных газов. Что, впрочем, каждый неоднократно имел возможность наблюдать в более мирном варианте. В немирном это называется очень поэтично — флатуленция. Из такового описания ясно, что в голове метеоризм появиться не может. Но жизнь обогнала мечту. И устаревшие медицинские догмы опровергла. Теперь может. Стоит пролететь метеориту над Россией, в головах начинается вздутие мыслей; как правило, превесьма газообразных.
Одна журналистская особа, известная своей непримиримой позицией к действующему режиму и глупостью одновременно, сразу же (минут через десять) после пролёта метеорита написала, что это был никакой не метеорит, а неудачный пуск плохо изготовленной ракеты, которая летела с одного полигона на другой, да так и не долетела. Грозно поводя мышью и размахивая клавиатурой, спрашивала она у больших начальников: что те будут делать, если на обломках метеорита будет найден бортовой номер. К её чести, надо сказать, эти свои эпистолы она поспешно (то есть, в течение пары часов) изничтожила. Что ж, с тех пор, как она обнаружила в осциллографах стрелки, уровень её естественнонаучного образования заметно возрос.
Но есть и более патологические случаи. Один из вождей протестного движения грозно спрашивал в интернете: почему? Почему наши силы ПВО не засекли этот несчастный метеор и не сбили его над территорией врага? Или хотя бы в нейтральных водах? И сделал вывод: а всё оттого, что у действующего режима ничего не работает и ПВО, в том числе. Вот и доказательство — метеорит не сбили! А могли бы!
Инвективы эти глупы и лучезарны, как звуки пионерского горна на полностью автоматизированной американской свиноферме. Система ПВО заточена под распознавание и наведение на цель для совершенно других объектов. Эти объекты многие видели, а автор благоглупости ими неоднократно пользовался сам; самолёт называется. Скорости самолёта и метеорита отличаются примерно в тысячу раз. При этом, что, возможно, удивительно для активных борцов с режимом, в большую сторону... Зафиксировать факт пролёта метеорита несложно. А вот удержать его в качестве цели для поражения средствами ПВО — задача за пределами даже физических возможностей этих устройств.
Высоты, на которых «летают» метеориты, часто не могут быть освоены никакими современными ракетами. Кроме того, авторы гневливых филиппик явно демонстрируют любовь к голливудской кинопромышленности. Я тоже её очень люблю; скажу более, я считаю изрядную часть (не всё, но многое) продукции современной российской кинопромышленности не просто гадкой, но глубоко вредоносной. И уж в процентом соотношении «польза—вред» Голливуд нас побеждает, как Терминатор — Т-1000-го. Но это отдельная тема. Но наш борец с режимом на полном серьёзе предлагал разметать в пух и прах этот метеорит на дальних подступах силами наших доблестных вооружённых сил. Вот она, сила киноискусства! Как Ленину и мечталось...
Всё это было бы смешно и отчасти неловко за такого взрослого дяденьку, который такую пургу гонит. Проблема только в том, что в анамнезе у дяденьки — блестящее окончание физического факультета Нижегородского (тогда ещё — Горьковского) университета. А вы говорите, что действующая власть развалила образование...
Ну, про метеориты.
- Внимательно изучить все видеоматериалы в интернете, все отчёты очевидцев о физических воздействиях сего метеорита и оценить а) скорость челябинского метеорита и б) высоту, на которой он взорвался.
- Оценить энергию, необходимую для разрушения метеорита массой в одну (для круглого счёта) тонну. Считать, что таковой состоит на 90 % из воды (льда) и на 10 % — из обычных каменюг.
- Оценить энергию, необходимую для разрушения наверняка метеорита из предыдущей задачи. Поясняю: речь идёт о чём-то типа стрельбы очередями. Движется-то он быстро, поэтому с одного раза можно и не попасть. Спрашивается, сколько пульнём ракет, чтобы наверняка его завалить?
- Разработать эскиз школьной программы по метеоритной безопасности — было и такое предложение у борцов (борчих, надо сказать) с режимом. С домашними заданиями и контрольной работой...
Михаил Садовский