В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
А.С. Пушкин
Вскоре в Красноярске пройдут турниры по вольной и женской борьбе серии Гран-при «Иван Ярыгин». В связи с этим возникает любопытный вопрос: как корректно называть женщин, занимающихся борьбой, чтобы их не обидеть – «борицами», «борчихами» или, может, вообще – «борительницами»?
Вспомним, в начальных классах школы нам говорили, что образование женского рода возможно не у всех профессий или занятий. Запрещали называть директора школы директрисой, а женщин-врачей – врачихами. Возможно, и в нашем случае все попытки вместить понятие «женщина-борец» в одно слово – тщетны?.. Не стоит опускать руки, ведь даже с учётом того, что слова типа «повариха» и «профессорша» в наше время звучат совершенно пренебрежительно, в их существовании сомневаться не приходится. Более того, ещё сто лет назад они были совершенно литературными, такими как «мастерица» и «купчиха».
В русском языке нет правил, регулирующих употребление тех или иных окончаний для образования женского рода слов, заканчивающихся на -ец. Пловец – пловчиха, певец – певица. Таким образом, у борца парой может оказаться как «борица», так и «борчиха». Любопытно, правда, что слова на -ица звучат достойнее, чем те, что оканчиваются на -чиха. Сравните: «царица», «волчица» и «ткачиха», «волчиха». Но, несмотря на это, статистика говорит о том, что люди всё-таки чаще используют слово «борчиха». Даже у Виктора Астафьева находим: «спешила, култыхая сдобными грудями вечной блудницы, не менее яростная борчиха за честь, за возрождение и процветание не только России, но и всего мира»…