Нет, кино под таким названием пока ещё не сняли — просто на повестке дня у нас дайджест из сразу нескольких фильмов с участием Иствуда. Среднего, так сказать, периода — второй половины 70-х тире начала 80-х. Фильмов разных, интересных, иногда немного странных.
Джози Уэйлс, человек вне закона
Второй режиссерский вестерн Иствуда, сделанный сразу после «Всадника с высоких равнин». Как и во «Всаднике», Иствуд разбирается с мифами Дикого Запада — история тут тоже примерно о том, что не бывает правильных или неправильных сторон, бывают только плохие и хорошие люди. Иствуд тут — южанин, который пытается отомстить банде, убившей его семью и спалившей его дом; банда же после окончания Гражданской войны переходит на сторону северян, что автоматически делает любого, кто собирается на неё посягнуть, преступником. Впрочем, история тут размашистая и этой местью далеко не исчерпывающаяся — Иствуд тут неторопливо едет через Дикий Запад и по пути обрастает разными неочевидными спутниками, сначала молодым неопытным пацаном, потом старым индейцем, потом индианкой с собачкой, потом тётенькой-миссионершей с юной племянницей с глазами; ближе к третьему акту вся эта прекрасная компания принимается жить коммуной. Но прошлое с пистолетами, конечно, находит их и там. На выходе получается красивый, неторопливый и довольно неочевидный вестерн.
Побег из Алькатраса
Фильм Дона Сигела, давнего друга Иствуда, с которым они вместе сделали немало фильмов, в том числе первого «Грязного Гарри». Название тут исчерпывающее — это фильм про побег из тюрьмы, очень простой и очень лаконичный, такой кинематографический эквивалент увесистого булыжника. Клинта садят в тюрьму, он хмуро смотрит по сторонам, даёт в зубы главному мерзавцу, сходится с важным негром, потом начинает неторопливо ковырять стену украденной в столовке ложкой. Всё предельно просто и основательно, но эти простота и основательность нешуточно подкупают.
Огненный лис
Нет, это не про браузер — так называется суперсекретный советский истребитель, который управляется силой мысли (а то). Клинт — бывший пилот, которого отправляют в СССР этот самолёт угнать; не столько в силу его выдающихся шпионских способностей (оных у героя как раз нет совсем), а просто потому, что он по телосложению очень похож на пилота, которому надо лететь на «Лисе», и потому сможет сесть в кабину, сделанную под конкретного человека. Первая половина — меланхоличный шпионский фильм, заходящий на жанр с несколько неожиданной стороны; тут показывается, насколько работа шпиона грустна и одинока. Ты сам себе не хозяин, надо куда-то идти, в кого-то переодеваться, выходить на какие-то контакты, делать то, что они тебе говорят, а тут ещё опасности кругом — минут двадцать, например, отдано под дико напряженную сцену, в которой Клинт пытается выйти со станции метро через КГБ-шную проверку. Во второй половине, когда самолёт таки получается свистнуть, начинается масштабное кино про военную операцию — параллельно с летящим в самолёте Клинтом нам показывают штабы обеих сторон, в одном пытаются придумать, как бы Клинту половчее уйти, в другом, наоборот, как бы его прижучить. В изображении советской стороны много наивного (в операции по поимке сбежавшего самолёта участвует лично первый секретарь ЦК, и у него там конфликт с одним генералом), спецэффекты с полётом истребителя тоже несколько устарели, но в целом кино довольно симпатичное своей странной скособоченностью. В конце с удивлением узнал, что ставил его тоже сам Иствуд. И такие диковины есть в его фильмографии. Осталось ещё посмотреть дилогию, в которой он дружит с орангутангом.
Сергей Мезенов