Британские легенды, британская молодёжь, американское блюзовое путешествие к корням, всё такое — в дайджесте очередной пачки пластинок, выпущенных в феврале этого года.
Foals «Holy Fire»
К своей третьей пластинке бывшие акробатические прыгуны Foals как-то окончательно заматерели — «Holy Fire» кажется самым основательным их альбомом, причем во всех смыслах сразу. Foals здесь умудряются стать одновременно злее и проникновеннее, тяжелее и невесомее, мощнее и мелодичнее. В первом сингле «Inhaler» гитарный рёв Foals достаточно неожиданно достигает каких-то совсем уж индустриальных температур; чуть ближе к финалу пластинки контрапунктом есть ещё реактивный номер «Providence», на котором Foals разгоняются почище выходящего на орбиту космического шаттла. И тут же — мечтательный ново-волновый гитарный поп («My Number», «Out of the Woods»), полуночные ритмичные номера под атмосферные клавишные («Last Night»), тающая истома («Milk and Black Spiders», «New Moon»). Полное ощущение, что на «Holy Fire» Foals стараются полностью очертить свою собственную территорию — и, полагаю, рвануть на следующей пластинке в новые неизведанные дали.
Steven Wilson «The Raven that Refused to Sing and Other Stories»
Вот и встретились два поколения английского прогрессивного рока — Стивен Уилсон, неутомимый лидер знаменитых Porcupine Tree, уговорил спродюсировать свой третий сольный альбом легенду жанра Алана Парсонса. В руках двух титанов новая пластинка Уилсона получается таким осмысленным и прекрасным приветом прогрессивному року 70-х в его классическом виде — это текучие, статные, размашистые композиции (три из шести местных вещей браво покрывают десяти-с-лишним-минутную дистанцию) с богатым инструментарием и хитро устроенными переключениями. Открывающий номер «Luminol», к примеру, за свою дюжину минут успевает окунуться в сбивчивый фанк-рок с доминирующим басом, выбросить многоминутное соло на синтезаторе, провалиться на половину песни в невесомый предрассветный туман и найти место для соло на флейте. «Drive Home», наоборот, семь минут раскачивает на одних и тех же простых аккордах нежный пинк-флойдовский номер под акустику до эпической картины на полнеба, со стратосферным финальным гитарным соло Парсонса. То есть, уже из этих кратких описаний понятны основные творческие ориентиры этой записи — King Crimson, уотерсовский Pink Floyd, гэбриэловский Genesis; всё предельно традиционно, но честно.
Johnny Marr «The Messenger»
Ещё одна сольная работа участника легендарных британцев, но совсем другого порядка. Это первый сольник Джонни Марра, гитариста легендарных The Smiths, который со времён распада группы примерно тысячу лет назад в основном играл в разных чужих проектах: например, организовывал с Бернардом Самнером из New Order новую группу под названием Electronic, записывался в студии с Pet Shop Boys, влился на пару лет в группу Modest Mouse на правах дополнительного гитариста. На «The Messenger» долгие годы работы на подхвате дают довольно любопытные результаты — это на редкость непретенциозная, но в то же время невероятно притягательная запись; такой чистопороднейший британский гитарный рок, мелодичный, красивый, уверенный в себе, простой, как дыхание, и столь же необходимый. У Марра довольно удивительная интонация — работая в максимально традиционном брит-поповом поле, вроде бы давным-давно исчерпавшем себя, он умудряется сочинять и исполнять такие песни, что, кажется, ты знал их всегда. Он без особых усилий сводит вместе романтическую атмосферу 60-х («European Me»), звонкий ново-волновый поп-панк («I Want a Heartbeat», «Upstarts»), разогнанный Primal Scream’овский гитарный рык («Sun and Moon») и винтажную The Smiths’овсккую меланхолию разбитого сердца («New Town Velocity»). По сути, «The Messenger» можно использовать в качестве этакой краткой энциклопедии по популярным подвидам английского гитарного рока с человеческим лицом. А можно просто включить ещё раз, сделать погромче, и крепко зажмуриться на весеннем солнце.
Blackout Beach «Blues Trip»
BlackoutBeach— персональный проект канадского человека Кори Мерсера, участника таких известных инди-проектов, как Frog Eyes и SwanLake. Обычно в Blackout Beach он в одного писал минималистичные нервные пьески одинокого мужчины, аранжированные пунктирной драм-машинкой и пропущенной через множество эффектов стонущей гитарой. На «Blues Trip» же Мерсер внезапно обзавёлся настоящей ритм-секцией (бывший участник Wolf Parade Данте ДеКаро на басу, супруга Мерсера и коллега по Frog Eyes Мелани Кэмпбелл на ударных) и перезаписал таким составом материал своей последней сольной пластинки с грандиозным названием «Fuck Death». На троих у них получается тёрпкий, шершавый, с зазубринами гитарный рок приятной степени рудиментарности. Скажем так — блюз в названии пластинки поминается не случайно, но здесь он используется не столько как флажок музыкального стиля, сколько как индикатор подхода участников группы к процессу звукоизвлечения; слышно, что сыграно всё было быстро, сыро, наотмашь. По-настоящему.
Сергей Мезенов