В нынешнем году оперные театры отмечают 200-летний юбилей со дня рождения итальянского композитора Джузеппе Верди. Дабы не отставать от мировых трендов, предлагаю вспомнить некоторые его наиболее прославленные произведения, и, кстати, тому есть отличный повод — 9 марта 1844 года в Венеции на сцене театра «Ла Фениче» состоялась премьера оперы «Эрнани».
«Эрнани» — вещь примечательная во всех отношениях. Либретто было написано по пьесе великого романтика Виктора Гюго, которая десятилетием ранее в буквальном смысле перевернула Париж; на премьере между сторонниками нового театра и классицистами вспыхнула знаменитая потасовка, а несколько месяцев спустя во Франции при участии пламенных демократов началась Июльская революция. Трагедия выстроена на социальном антимонархическом протесте, с одной стороны, а с другой — на поэтике противоречивого, намеренно алогичного бытия (которая предполагала совершенное иные принципы стихосложения и поэтической декламации в пику устоявшимся).
Для Верди работа над «Эрнани» тоже стала новаторской. Впервые в истории итальянской оперы композитор не просто писал музыку — он еще составлял сценический план, вносил категоричные замечания в текст либретто и в эскизы декораций, сам работал с артистами. Итальянец добавил истории страсти и преуменьшил в ней долю смысла, усилил функцию рока, который поражает героя в момент мнимого триумфа. Партитура — бурная, трепещущая, с резкими, подчас авантюрными контрастами и характерной для Верди благородной патетикой; в опере множество красивейших оркестровых эпизодов и мощных арий, позже нередко исполняемых вокалистами в качестве концертных номеров; особая роль отведена хору, который, как отмечают исследователи, не является самостоятельным действующим лицом, а представляет сторонников одной из конфликтующих сил.
Премьера имела успех («Если б у меня были певцы, не скажу великолепные, но хотя бы способные петь, „Эрнани“ имел бы такой же прием, какой был оказан в Милане „Набукко“ и „Ломбардцам“» — писал перфекционист Верди), а дальнейшие показы озолотили самого композитора и добавили ему несомненную звездочку на небосклоне. Пережив смутное окончание девятнадцатого века, «Эрнани» прочно вошла в классический репертуар. Существует несколько прославленных постановок оперы, и, в первую очередь, это «Ла Скала» (1982 год), с Пласидо Доминго, Ренато Брузоном, Миреллой Френи и Николой Гяуровым — вокально-утонченная, сдержанно драматичная, но вместе с тем в должной мере страстная и проникновенная.
Второй спектакль, который обязательно следует посмотреть, родом из Нью-Йорка, из Метрополитан-оперы (1983 год). В этой мрачноватой, величественной и, на мой вкус, более темпераментной постановке, благородного разбойника поет сам Лучано Паваротти, компанию ему составляют Леона Митчелл и Руджеро Раймонди.
Персоны особенно любопытные могут перенестись на тридцать лет вперед и посмотреть третью версию знаменитой трагедии, которая разворачивается на той же самой сцене, в чуть изменившихся интерьерах и с ощутимо изменившимся звучанием (куда более неторопливым, а кое-где и тягучим) — только ради того, чтобы поглядеть на Дона Карлоса, короля Кастилии в исполнении зловещего Дмитрия Хворостовского.
Гурманы могут отыскать в сети еще несколько «Эрнани» международной сборки; из оставшихся наиболее примечателен, как представляется, Цюрих (2010), где заглавную партию исполняет «преемник» Паваротти Сальваторе Личитра, заработавший известность не в последнюю очередь как раз благодаря вердиевским ариям. Очевидно, что сама суть оперы (и имеющиеся эталоны) подталкивает постановщиков к размашистой костюмированной драматургии, но огромные пространства, в свою очередь, невозможно осваивать без по-настоящему богатых голосов. Поэтому «Эрнани» — удел театров первой величины.
Интересно, что сам Гюго в свое время назвал постановку Верди «музыкальным персифляжем», то есть, произведением-насмешкой. Знал бы он, что слава оперы затмит драматический оригинал!
Евгений Мельников