Главная
>
Статьи
>
«Мельница»: небесная наука

«Мельница»: небесная наука

14.03.2013
42

Наталья О’Шей12 марта в музыкальном баре LOFT выступила группа «Мельница» — одни из наиболее известных представителей русскоязычного фолк-рока, настоянного на волшебных кореньях, сдобренного чудодейственными заклинаниями и употребляемого по случаю праздников, известных лишь древним язычникам.

Несмотря на вышеупомянутую сказочную стилистику, на концерте «Мельницы» среди посетителей можно было увидеть не только заросших интеллигентов, загодя снявших домотканую рубаху и отложивших в сторону самодельный меч, но и вполне себе обычных людей. Хотя большая часть публики, подозреваю, состояла как раз из ролевиков всех мастей и сословий: есть в их взгляде узнаваемый признак — ожидание чуда, с которым в реальной жизни обычно не сталкиваешься. Ну а главный менестрель вечера — само собой, Хелависа, она же Наталья О’Шей (в девичестве Николаева), в сопровождении ударника, виолончелиста, флейтиста, басиста и гитариста. Сама Хелависа тоже играла на инструменте, причем не на какой-нибудь банальной гитаре, а на электроарфе.

Признаюсь — поклонником «Мельницы» я не являюсь, но к фолк-року отношусь лояльно, а бывает, что и трепетно, тем более что выглядит он совершенно по-разному — в зависимости от того, в каких пропорциях смешивать фолк и рок. Взять, навскидку, тот же «Калинов мост» из российских команд, англичан Jethro Tull или малоизвестную американскую группу Rasputina.

«Мельница» же в круг моих предпочтений или хотя бы симпатий не вписалась никоим образом, и вот почему: во всей этой былинно-мифологической мешанине из русских, кельтских, скандинавских и прочих поэтических образов нет ни капли живой энергии, страсти и хоть какого-то чувства. Возникает стойкое ощущение, что Хелависа, как профессиональный лингвист-кельтолог и знаток ирландского языка (а также мифологии), с точностью и хладнокровием хирурга весь этот культурный пласт кроит вдоль и поперек на абсолютно одинаковые и по форме, и по содержанию части, а затем скрупулезно раскладывает по пластинкам. В итоге вся магическая подоплека остается лишь фоном для упражнений в сомнительном стихоплетстве: все эти бесчисленные «дожди», «мольбы», «перезвоны», «наговоры», «тропы», «войны», «ведьмы» и далее по списку, состав которого можно уточнить у тех же ролевиков.

Все эти шаблонные лирические герои подают хоть какие-то признаки жизни лишь благодаря голосу вокалистки, которым она владеет в совершенстве — тут уж не придраться. Хотя вокальные данные, которые тратятся лишь на то, чтобы украсить изначально безжизненное пространство, вызывают острое чувство сожаления.

«Я на полставки, я — кандидат небесных наук!» — поёт Хелависа, и в ее компетентности ни разу не сомневаешься — вот только лекция получилась скучной и приземленной.

Автор текста, фото и видео: Богдан Богданов

Рекомендуем почитать