Ryuichi Sakamoto
«Chasm»
2004, Warner Music Japan
О том, сколько всего успел перепробовать за свою более чем двадцатилетнюю карьеру японец Рюичи Сакамото, можно, пожалуй, написать целую книгу. На заре 80-х он играл в техно-поп группе Yellow Magic Orchestra, потом увлекся авангардом и нео-классикой. Список артистов, с которыми он сотрудничал, можно легко читать как энциклопедию «Кто есть кто» - тут и Дэвид Сильвиан, и Роберт Фрипп, и Игги Поп, и много кого еще. Где-то дома на полке у Сакамото стоит «Оскар» за лучшую музыку к кинофильму – этой премии удостоилась его музыка к «Последнему императору» Бернардо Бертолуччи. Записанных им альбомов, как сольно, так и сотоварищи, хватит на несколько внушительных размеров полок. На “Chasm”, своем первом сольном альбоме за много лет, Сакамото бесстрашно вторгается на территорию экспериментальной электроники, облюбованной гражданами вроде Aphex Twin, Squarepusher и Fennesz, и выдает в результате такой альбом, что после него всем вышеперечисленным персонажам остается только покраснеть от неловкости. Начинается альбом с невиданного вальяжного хип-хопа “Undercooled”, щедро разбавленного восточными мотивами и исполненного на корейском (!) языке, а потом переходит в “Coro”, единственный, слава богу, эксперимент Сакамото на ниве авангардного (читай – совершенно невыносимого для прослушивания) драм-н-баса. Зато дальше начинается самое интересное – с третьего трека “War and Peace” альбом сползает в эмбиент редкой и слегка нервической красоты, с хрустяще-шуршащей ритмической подкладкой и нарезанными аккуратными ломтиками плавающими клавишными партиями. Время от времени Сакамото не забывает добавлять немножко эзотеричности, вставляя то тягучую восточную скрипку, то нежную флейту, а то и вовсе далекие крики чаек и шум волн. Лучший трек на альбоме – “World Citizen”, записанный вместе со старым и проверенным боевым товарищем Дэвидом Сильвианом. Здесь из рукопожатия ледяного эмбиента Сакамото и теплого баритона Сильвиана рождается невероятная по своему воздействию колыбельная, наполненная таинственными звуками от чьих-то отдаленных шагов до попискивания больничной системы жизнеобеспечения. Сакамото, похоже, и сам считает “World Citizen” самой удачной вещью на альбоме, потому что ближе к концу она появляется снова, в другой, но не менее впечатляющей обработке.
Rasputina
«Frustration Plantation»
2004, Instinct Records
Поначалу существование группы Rasputina кажется какой-то причудливой аномалией, чьей-то не очень удачной шуткой. Посудите сами – ну какая может быть рок-группа, если в составе числятся две виолончелистки, один ударник, еще один специалист по программированию звука и все? Между тем, мало кто подозревает, что если пропустить виолончель через гитарную примочку, то можно получить звук очень грязный, сочный и попросту страшный. Девушки из Rasputina совсем не прочь показать, как это нужно делать – в вещах вроде “Possum Of The Grotto” или “Saline The Salt Lake Queen” их виолончели рычат, жужжат и воют ничуть не хуже привычных электрогитар. Получается звук очень свежий и необычный – все первое прослушивание этого альбома ваш покорный слуга боролся с соблазном ущипнуть себя за руку, дабы убедиться, что ему это не снится. Между тем, арсенал Rasputina вовсе не ограничивается трюком «А давайте заменим гитары на виолончели!» - на “Frustration Plantation” девчата и ребята выдают музыку причудливую и самобытную, ядреную смесь альтернативного рока, динамичного панка, пустынного кантри и легкомысленных фолк-песенок. Судя по открывающей “Doomsday Averted” и “Oh Injury”, они готовы в любое мгновение подхватить знамя готической удушливой мрачности в том случае, если Ник Кейв и иже с ним вдруг по недоразумению выпустят его из слабеющих рук. “If Your Kisses Can’t Hold The Man You Love” чередует сентиментальный романс с панковым гитарным, то есть, виолончельным драйвом, а “Secret Message” и “The Mayor” демонстрируют, что Rasputina в состоянии легко выдавать серьезные, собранные и к тому же чудовищно красивые баллады. За такой альбом перед Rasputina хочется снять шляпу и расшаркаться – настолько это необычная и забористая вещь.
Fastball
«Keep Your Wig On»
2004, Rykodisc
«Здесь горит звездою русский рок, круглый и простой, как колобок», – пел когда-то Вячеслав Бутусов в одной из песен «Наутилуса». И хотя музыку техасского трио Fastball русским роком не назовешь никак, вторая половина выданного Бутусовым определения подходит к ним, как нельзя лучше. У них для такого сравнения даже название подходящее – Fastball, быстрый мяч. Что же такое они играют? Бодрый ребяческий поп-рок, простой до безобразия. Очень напоминает вареную картошку, да простит мне читатель обилие кулинарных метафор – вроде бы вкусно и питательно, но постоянно есть не будешь, по крайней мере, без каких-то дополнительных изысков по части приправ или еще каких пикантных добавок. С Fastball та же история – их белозубый рок, или вернее было бы сказать, «рочок» приедается очень быстро, песне к третьей. С запасами приправ у ребят, как выясняется, некоторый напряг – альбом выскакивает за планку безобидной скуки только пару-тройку раз, на легкомысленном поп-панковом номере “’Til I Get It Right”, бодром кантри “Mercenary Girl” да на по-настоящему залихватском финале “Red Light”. В остальном – симпатично, ненапряжно, и абсолютно необязательно. Ничего выдающегося, но и ничего запредельно-провального. Честно заработанная тройка. Что ж, кому-то хватает и этого.
Drum Ecstasy
«Drums Only»
2004, Союз
Группа под названием «Барабанный экстаз» выпускает альбом под названием «Только барабаны» - ну-ка, кто быстрее всех догадается, что за музыка записана на этом альбоме? Раз, два, три, время пошло! Все верно, музыка на этом альбоме исполняется исключительно на ударных инструментах. У себя на родине в Белоруссии Drum Ecstasy давно прославились своими зажигательными концертами и хулиганскими выходками, вроде проводимого раз в год живого нелегального концерта на улице под мостом. У нас они могут быть известны внимательным кинозрителям как авторы музыки к фильму «Ночной дозор». Собственно, их вклад в саундтрек «Ночного дозора» можно найти и на этом диске, в качестве бонуса, записанного в формате мп3. Что же до самого альбома, то стоит сказать вот что – все-таки барабан сложно назвать инструментом с большим диапазоном возможностей. Уж если берешься играть исключительно на барабанах, то потенциальных путей может быть два – брать либо массированной атакой, либо изобретательностью. С последней у Drum Ecstasy не особенно – против королей театрализованной перкуссии Stomp ребята из Белоруссии не выстоят ни раунда. С массированной атакой тоже не густо – в группе всего четыре барабанщика. Так что альбом в результате получился довольно однообразным. Композиции мало чем отличаются друг от друга, вплоть до того, что большая часть их исполнена в одном и том же темпе. Так что к середине альбома совершенно перестаешь ориентироваться, какой именно трек играет в данный момент. Зато в финале имеется несколько треков, записанных вживую, и вот они-то очень даже отличаются от всего предшествовавшего альбома. В них сразу чувствуется энергия и напор, особенно в вещи номер 12 “Live in Baccarel”, которая способна ввести в транс даже самого непробиваемого скептика. Видимо, надо было записывать весь альбом вживую, глядишь, получился бы настоящий бразильский карнавал.
Сегодня ночью
«Долгая дорога в дюймах»
2004, CD Land Records
Группа «Сегодня ночью» - прямо-таки энциклопедический случай невезухи в глобальных масштабах. Презентованные стране несколько лет назад продюсером Ильей Лагутенко с большой помпой «Сегодня ночью» мгновенно обернулись мало кого заинтересовавшим пшиком. На фоне отсутствия слушательского интереса внутри группы начались всевозможные дрязги, смены состава и прочие радости шоу-бизнеса. Записать второй альбом «Сегодня ночью» грозились уже очень давно и постоянно говорили, что еще чуть-чуть, и он будет готов. Только после первого «чуть-чуть» наступало второе, потом еще одно и еще, и в конце концов даже самые верные поклонники предпочли считать группу приятным воспоминанием, а не реально действующей боевой единицей. Ан нет, поди ж ты – альбом «Долгая дорога в дюймах» красуется на полках магазинов. Сразу проясним ситуацию - на главный вопрос «Стоил ли альбом всего этого сыр-бора?» можно ответить только неопределенным «Ну…. Ээээ… В-общем…Черт его знает». Первое, что бросается в глаза, а точнее, в уши, так это весьма изрядная работа со звуком. Тут вам и жирные, обильно примоченные гитарные партии, плавающие из канала в канал, и вездесущие клавишные, и симпатичная перкуссия. Вот только результат всей этой работы оказывается совершенно неожиданным – группа «Сегодня ночью» на наших глазах превращается в группу Kula Shaker. Может, помните, был в середине 90-х такой английский коллектив, без зазрения совести передиравший находки психоделических групп конца 60-х и выдававший все это дело за собственную музыку? Мало того, что присутствие такого напыщенного, околопсиходелического саунда на пластинке отечественного исполнителя кажется совершенно неуместным, так еще и песни, которые этот саунд обрамляет, получились на редкость слабыми. «Не надо» открывается партией клавишных, заимствованной прямиком из “Child In Time” пера Deep Purple, а «Веду себя» и вовсе срисована с песни “S.O.S” тех же Kula Shaker практически один в один. Я уж вовсе молчу о совершенно преступном эксперименте в жанре реггей «Слова, те, что были не сказаны» - потому что чем меньше воспоминаний об этой песне, тем крепче сон. Право слово, лучше бы им было этот альбом не выпускать – так и остались бы всего лишь странным недоразумением в памяти недругов и чистой и недоступной мечтой для поклонников.
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.