Один из мировых лидеров в сфере IT — компания Yahoo! решила отказаться от дистанционных сотрудников — всем им велено перебраться из «хоум офисов» в головную контору. Бизнесмены сочли, что удаленные работники малопродуктивны и не вовлечены в командный труд. Как выяснил Newslab.ru, в красноярских компаниях тоже не любят сотрудников на дистанции — почуяв «свободу», они выходят из-под контроля и «забивают» на работу.
Во всем мире дистанционная работа стала уже нормальной формой сотрудничества между работодателем и работником. Например, в тех же США в режиме «хоум офиса» трудятся около 30 млн человек. Есть сферы, где удаленный труд считается более продуктивным, чем офисный. Это, например, IT-индустрия, рекламный бизнес, журналистика. Многие работодатели полагают, что в привычной домашней обстановке человек способен на большие трудовые подвиги, чем в офисе. К тому же сами компании экономят на организации рабочих мест.
В России дистанционный труд стал приживаться сравнительно недавно и с натяжкой. Отечественные руководители привыкли командовать, а для этого им под рукой нужны подчиненные. Тем не менее, и у нас в последнее время во многих сферах работодатели стали лояльно относиться к удаленным работникам. Прежде всего, к представителям творческих профессий — программистам, дизайнерам, копирайтерам, переводчикам, контент-менеджерам, креаторам и т.п. Им разрешается не «высиживать» рабочий день в офисе — главное, чтобы в установленный срок был результат. Однако, отмечают работодатели, часто именно сотрудники не готовы к такой самостоятельности.
Удаленных не любят
В Красноярске дистанционный труд пока что развит слабо. По данным рекрутингового агентства HeadHunter, в прошлом году только 2% местных соискателей, разместивших объявление на сайте агентства, хотели работать дистанционно. Работодателей, предлагающих «удаленку», тоже было немного — 3%. Основные направления деятельности — IT, журналистика, реклама.
Директор Центра кадрового менеджмента «Ориан Персонал» Ольга Орлова говорит, что обычно дистанционных сотрудников в Красноярске нанимают компании из других регионов, у местных же работодателей в них нет нужды. — Бывает, что компания только планирует зайти на наш рынок. Сразу открывать офис рискованно, поэтому она для начала нанимает регионального представителя — сотрудника, который прощупывает рынок: встречается с потенциальными клиентами, предлагает продукцию, проводит маркетинговые исследования. Компания оплачивает ему связь, транспорт, представительские расходы. Соответственно, если фирма местная, зачем ей такие сотрудники? Проще открыть офис. Да и красноярцы, по моим наблюдениям, в основной массе не стремятся к дистанционной форме работы. Люди у нас не привыкли совмещать домашнее и рабочее пространство, тащить работу на дом, — говорит Орлова.
Местные работодатели, у которых был опыт сотрудничества с удаленными работниками, отзываются о нем негативно. Так, директор компании «Метадизайн» Артем Потехин считает, что «наши» люди просто не умеют работать самостоятельно, им нужен постоянный надзор начальства. — Мы пытались работать по такой схеме с программистами и дизайнерами, однако ничего хорошего из этого не вышло. Во-первых, люди могли потеряться — бывало, на неделю. Соответственно, затягивали и срывали сроки работы. Во-вторых, качество их труда было сложно контролировать, поэтому конечный результат очень часто нас не устраивал. Я знаю, что в других странах удаленный труд применяется достаточно эффективно, но там и подход у людей другой. Несколько моих друзей работают в Штатах как раз по дистанционной схеме. И они говорят, что если выполнят работу некачественно или с опозданием, их не просто заставят работать в офисе, а вообще уволят. Поэтому уровень самоорганизации у людей там очень высокий. У нас же порой даже офисных работников бывает трудно дисциплинировать, чего уж говорить о «домашних», — поясняет Потехин.
Аналогично высказался директор компании «Интек Медиа» Евгений Кровяков: — Наш опыт говорит о том, что дистанционные работники менее эффективны, чем офисные. Случалось, что возникала необходимость срочно решить какую-то задачу, мы отправляли заказ нашему удаленному сотруднику, а потом выяснялось, что он в это время еще спал. Пресловутый человеческий фактор: далеко не все могут организовать рабочее время, не отвлекаться на чай-кофе, телевизор и т.д. Кроме того, возникала проблема коммуникации — очень много времени уходило на переписку с сотрудником, разъяснение задач, исправление ошибок. (В офисе можно просто подойти к человеку и объяснить, что нужно делать). Сроки работы затягивались, и на этой почве у нас несколько раз возникали конфликтные ситуации с заказчиками. В итоге, мы пришли к тому, что отказались от дистанционных работников.
Право для избранных
Впрочем, при определенных условиях работодатели все же готовы отпустить «поводок» и позволить своим работникам хотя бы частично трудиться в режиме «хоум офис». Потехин признался, что в его компании есть несколько сотрудников, которые «заслужили» право не приходить в офис регулярно. — Это люди, которые проработали с нами по пять и более лет, которые ни разу нас не подвели, и в чьей профессиональной компетенции мы уверены на сто процентов. К тому же у них есть объективные причины для дистанционной занятости. Кто-то, например, живет на другом конце города, и ему долго добираться до офиса, у кого-то есть дети, которых не на кого оставить и т. п. То есть в исключительных случаях мы готовы пойти навстречу сотрудникам и позволить им работать дома. Но, повторю, это люди, доказавшие свою способность эффективно выполнять задачу на дистанции. Если же работник, например, еще на собеседовании говорит, что ему неудобно ездить в офис, то мы предпочитаем вовсе не работать с ним, — говорит Потехин.
Кроме того, красноярские работодатели готовы сотрудничать с удаленными сотрудниками на условиях фриланса — без зачисления в штат. «Сдельщина», говорят руководители компаний, более эффективный способ взаимодействия с дистанционными сотрудниками: человек, не рассчитывающий на окладную часть заработка, заинтересован в том, чтобы выполнить работу качественно и в срок.
— Мы привлекаем дистанционных дизайнеров и креаторов, только когда у нас переизбыток заказов и штатные сотрудники не справляются. И могу сказать, что результативность, качество их работы — на достойном уровне. Не хуже чем у офисных сотрудников, — утверждает директор рекламного агентства A-Media Наталья Ратыч.
Однако фрилансеров с «улицы» красноярские работодатели тоже предпочитают не брать. — У нас есть определенные требования к нештатным работникам, которых мы привлекаем в случае большого количества заказов. Скажем, мы работаем только с жителями Красноярска — дистанционный работник должен иметь возможность приехать к нам в офис для собеседования, обсуждения проекта, инструкций по выполнению работы, — говорит Евгений Кровяков.
К дистанционной работе не готовы
Исполнительный директор Красноярского отделения «Профессиональной психотерапевтической лиги», преподаватель кафедры управления персоналом СибГТУ Марина Рычкова отмечает, что у нас пока что не сформировалась четкая практика дистанционной занятости (термин «фриланс», например, еще никак не регламентирован российским трудовым законодательством). Отсюда и проблемы, возникающие у работодателей и сотрудников, которые пытаются взаимодействовать таким образом.
— Для дистанционной работы от человека требуется умение правильно распоряжаться своим временем, обладать волей и самодисциплиной. К сожалению, при обучении профессиональным навыкам — будь то средне-специальное или высшее образование — этим вопросам у нас не уделяется внимание. По сути, человек, только попробовав работать дистанционно, может понять, подходит или нет для него такой метод труда. И кому-то удается воспитать в себе необходимые навыки и компетенции, а кому-то нет. Но, в связи с тем, что у нас в принципе не развита удаленная форма занятости, могу предположить, что людей, способных к такому труду, меньшинство в общей массе работников, — заключает Рычкова.