Если раньше в красноярских автобусах (про метро было бы, конечно, круче сказать) и прочих общественных местах часто можно было видеть людей с книгами и газетами в руках, то теперь все чаще с планшетами. Кто-то читает, кто-то слушает музыку, играет или смотрит кино. Красноярские продавцы компьютерной техники в один голос констатируют — объемы продаж планшетов растут невероятными темпами. И если на этом фоне продажи ноутбуков замерли, то вот нетбуки и стационарные компьютеры просели кардинально.
— Тенденция сейчас на рынке очень простая, — рассказывает руководитель отдела продаж красноярской компании «Техномакс» Максим Багаев. — В целом планшетники атакуют ноутбуки и практически убили нетбуки. Если подкреплять это заявление цифрами, то за первые два месяца 2013 года планшетов компании Apple продано в два раза больше, чем в январе-феврале 2012-ого. Если брать планшеты других компаний, то их продажи выросли в три-четыре раза.
Несмотря на это, если мерить рынок в деньгах, то доля планшетов от Apple занимает примерно половину от всех потраченных красноярцами денег на планшетные компьютеры. Среди догоняющих — продукция компании Samsung, которая занимает уверенное второе место по продажам. Производители Aсer и Asus делят в Красноярске третье-четвертое место.
Кстати, если еще в 2012 году новые модели нетбуков появлялись на прилавках магазинов Красноярска, то к концу года последние компании, кто еще производил этот вид компьютерной техники, заявили — история с нетбуками для них заканчивается. Тот же Acer предпочел сконцентрироваться на выпуске планшетов и смартбуков. Не спасли нетбуки даже ноу-хау с «отстегивающейся клавиатурой» и экраном с функциональностью планшета. Сейчас эта технология используется наоборот — производители планшетов как приложение к гаджету предлагают клавиатуру.
— Что касается ноутбуков, то на самом деле продажи неплохие. А вот стационарные компьютеры — здесь объемы продаж сократились более чем в два раза, — комментирует Багаев и предостерегает, — Правда, наша компания не репрезентативная. Хорошо мерить по DNS — для них ноутбуки являются товаром номер один.
Но оказалось, что цифры «Техномакса» вполне отражают общую тенденцию. Территориальный директор компании DNS Максим Колегин заочно со скромным Багаевым соглашается и подтверждает сложившуюся ситуацию на рынке.
— Нетбукам и ноутбукам теперь есть множество альтернатив в виде планшетов, — говорит он. По словам Колегина, пока ноутбуки держат свои позиции и продаются больше, но скоро уступят первую строчку братьям меньшим. — Планшеты дешевле ноутбуков, они мобильнее и удобнее, у них практически тот же функционал, а потому они в конкуренции выигрывают.
О причинах такой ситуации на рынке эксперты говорят просто — с мобильными устройствами проще.
— Большинство пользователей используют компьютерную технику для игр, музыки и просмотра фильмов. Планшет для этого подходит как нельзя лучше, — заявил Багаев.
— Большую роль сыграла сотовая связь. Человеку нужен интернет. Сейчас 3G есть практически в любой точке Красноярска. Соответственно, подключиться к сети проще с планшета, — добавляет Колегин.
Будущее
О том, что ждет рынок и гаджетоманов в будущем, опрошенные эксперты рассказали с разных точек зрения. По словам Колегина, ситуация стремится к тому, что даже в средней красноярской семье у каждого вскоре будет свой планшет.
— Сейчас рынок точно не насыщен и сколько времени он еще будет насыщаться, сказать сложно, — говорит он. — Ясно одно — продажи планшетов в 2013 году, безусловно, будут расти.
Багаев же попытался спрогнозировать техническую составляющую. По его словам, сейчас смартфоны и планшеты того же Samsung практически сравнялись по размеру экрана: «Грань между планшетами и смартфонами практически стерлась. Некоторые производители уже называют свои продукты «планшетофон» — что-то слишком большое для телефона, но меньше планшета. Тот же Apple уже заявил, что сейчас продажи iPad-mini в мире превосходят продажи стандартного большого iPad. Мы пока согласиться не можем с этим заявлением — у нас большие «яблочные» планшеты пока составляют большинство продаж, — но, думаю, это вопрос времени.
По словам Багаева, сейчас рынок планшетов переживает сегментацию — они делятся на полноразмерные и полнофункциональные устройства и те упрощенные гаджеты, которые удобны для игр и мультимедиа: «Раньше планшет был нечто средним между смартфоном и ноутбуком. Сейчас же есть планшеты для работы, а есть для развлечений. Учитывая, что в настоящий момент этих устройств продается в мире сотни миллионов штук, продать такое количество одинаковых устройств довольно сложно. Поэтому производители начинают сегментировать продукцию», рассуждает Багаев.
— Ожидается, что 2013 год — это время популярности малоразмерных планшетов 7-8 дюймов, — заключает он.