Главная
>
Статьи
>
Кровью и потом: Анаболики / Pain and Gain

Кровью и потом: Анаболики / Pain and Gain

26.04.2013
13

Режиссер — Майкл Бэй

В ролях: Марк Уолберг, Дуэйн «Скала» Джонсон, Энтони Мэки, Ребел Уилсон, Тони Шэлхауб, Эд Харрис

Продолжительность — 115 мин

«Кровью и потом» — безусловно, самое странное произведение творческого наследия главного специалиста по гигантским роботам из космоса. Очень хотелось бы иметь это в виду в качестве комплимента, но нет, не сегодня.

В основе фильма — реальное уголовное дело, рассматривавшееся во Флориде в середине 90-х; и в принципе понятно, почему история о том, как три качка из спортзала похитили богача, чтобы отжать его имущество, и как всё грандиозно пошло не так, могла привлечь киношников. Она не только изобилует невыдуманными живописными подробностями (Бэй периодически подчеркивает это, пуская в моменты, когда уже натурально хватаешься за голову, издевательский титр «Всё ещё реальная история»), в ней также просматривается некоторая завораживающая нелепая чудовищность, которая притягивает взгляд примерно так же, как уродцы в кунсткамере. С поправкой, понятно, на то, что здесь вместо физических отклонений демонстрируется особенно запущенная форма тотального сна разума.

Действительно, не стоит сильно напрягать воображение, чтобы представить подобный сюжет в каком-нибудь фильме братьев Коэн — самопровозглашенным фанатом которых Бэй является настолько давно, что уже поперетаскивал в свои фильмы половину их фирменных актёров (Бусеми, Туртурро, МакДорманд, теперь вот артист Шэлхауб). «Кровью и потом» и правда мог бы сойти за такой МТВ-зированный ремейк условного коэновского фильма, если бы не одно «но» — абсолютная, тотальная нечуткость Бэя к нюансам истории: человеческим, интонационным, всяким.

Видимо, годы бесконечного лязга крупных металлических форм друг о друга закоротили в нём какие-то важные душевные микросхемы — потому что там, где могло бы быть занятное путешествие на тёмную сторону человеческой натуры, одновременно смешное, абсурдное и страшное, Бэй видит только повод для бесконечного зубодробительного анекдота. Примерно как Тарантино в «Бесславных ублюдках», он весь фильм бодро тычет зрителю локтём под рёбра, радостно лыбясь — в результате становится прогрессирующе непросто смотреть фильм, который кладёт два часа на изобретение всё новых и всё более навороченных способов транслировать единственную мысль, которую можно примерно сформулировать как «Гы, смотри, во дебилы».

К тому же, фильму Бэя отчаянно свойственна та самая энергичная безмозглость, что привела его героев туда, куда привела (одного на нары на пятнадцать лет, двоих к газовой камере). Он накручивает адский клиповый стиль, топит экран в кричащих цветах, громоздит одну на другую шизофренические подробности (стриптизёрша тире двойной агент, инструктаж соседей, пёсик с пальчиком, руки в жаровне, волосы в пиле) — и всё для того, чтобы не сказать в результате, в общем-то, ничего вообще.

«Кровью и потом», при всей своей бодрости и похвальной приверженности занятых артистов делу включения идиота (больше всех преуспевает Джонсон), занятным образом лишен внятной интонации. Бэй ни обличает, ни предостерегает, ни абстрагируется, ни впадает в загробный юмор или весёлый нигилизм — он просто тупо ржёт. Все два часа. Просто постоять рядом с человеком, который два часа только и делает, что заливисто гогочет — настоящая мука. А уж слушать его и вовсе дело немыслимое.

Вердикт — престранный аттракцион — Майкл Бэй пытается дать Коэнов, получается безмозглая бодрота

Рекомендуем почитать