По мнению психотерапевтов, которые работают в Красноярске, каждому второму жителю города необходима помощь врача. Однако большинство потенциально больных граждан идут за решением проблем не к специалисту, а к алкоголю, богу или потусторонним силам. Картина в Красноярске сродни общероссийской тенденции — по последним опросам лишь каждый десятый доверяет психотерапевтам, а обращается — два человека из сотни.
Данные исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru в принципе никого не удивили, а лишь подтвердили мнение о том, что русский человек не привык делиться своими личными проблемам с кем попало. Это вам не Соединенные Штаты, где чуть что, сразу бегут к психотерапевту, обсуждают сложившуюся ситуацию и решают, что да как и почему.
По данным опроса, лишь 13 % экономически активных россиян доверяют психотерапевтам. Те же, кто выступает против таких врачей, объясняют свое мнение низкой квалификацией большинства российских специалистов.
В сложной жизненной ситуации лишь треть от всех опрошенных допустило вмешательство в личную жизнь врача-психотерапевта. Но на деле оказывается все совсем иначе. За помощью данный момент обращается лишь два человека из ста. Остальные пользуются альтернативными психотерапевтическими методами. Чаще всего россияне делятся своими переживаниями со своими супругами (21 %). Нередко в роли психотерапевта выступают близкие друзья или подруги (19 %). Родители или родственники выступают в роли лекарей души в 13 % случаях. Среди других популярных ответов — обращение к богу, алкоголю и... интернету.
Красноярский психотерапевт Снежана Морозова со страниц своего персонального сайта говорит, что в своей работе использует «экзистенциально-гуманистическую психотерапию»: «Этот уникальный, достаточно молодой, но уже зарекомендовавший себя в Европе метод позволяет глубинную проработку подсознательного, найти корни личностного конфликта, принять себя таким, какой есть, научиться воспринимать свои промахи и жизненные неурядицы как необходимость для личностного роста и брать на себя ответственность за свою жизнь».
Но даже новое направление, как оказалось, не приносит вала клиентов.
— В нашем городе помощь психотерапевта востребована не так широко как на западе или в Москве. Это связано с тем, что психотерапия достаточно дорогая услуга и ее может позволить себе далеко не каждый, но это не главная причина, — оговаривается она. — Прежде всего, востребованность психотерапевта зависит от знаний людей о реальной важности и пользе психотерапии в здоровье и качестве жизни. Многие не знают, что такое психотерапия и зачем она нужна. Существует установка, что каждый должен решать свои проблемы сам. Люди не понимают, каким образом здоровье, умственные способности, личная жизнь и успех связаны с психикой. Думаю, что у нас есть недостаток просвещения о роли психики в качестве жизни.
То, что россияне и красноярцы в частности этой важности не понимают, говорит и психолог Вадим Кожевников.
— Люди вообще не видят разницы между психологией и психотерапией, например. Они не понимают — а чем должен заниматься психотерапевт? Мы малокультурны, мы не хотим корректировать свои жизненные программы, мы неправильно думаем и живем. Но и признавать это не хотим. Не хотим признавать себя личностью, — считает психолог. — Все наши ошибки, проблемы и болезни от того, что мы не умеем жить. А психотерапия сегодняшнего дня должна учить человека жить. А этому никто не учит. Люди не понимают, что им нужна помощь.
Кожевников видит причины этого еще в прошлом. «Нас не учили этому, интереса к психотерапии не было не только у потенциальных пациентов, но и у самих врачей». Сейчас, по его словам ситуация несколько изменилась, но все же появление нового психотерапевта — это, скорее, инициатива изнутри, нежели реакция на запрос общества.
— За последние два года моя практика показывает, что в Красноярске чаще к помощи психотерапевта прибегают женщины от 30 до 40 лет, нежели мужчины. И причиной чаще является невротическая тревога или страх, панические атаки. Похоже, нашим женщинам приходится нелегко..., — рассуждает психотерапевт Морозова и выделяет местную особенность. — Одна особенность есть у красноярцев. Мы будем долго ходить по всевозможным врачам, целителям, «бабкам», потратим уйму денег, времени и здоровья, прежде чем придем к психотерапевту.
Услуги психотерапии в Красноярске оказывают не только частнопрактикующие врачи, но и специалисты медицинских центров, которых в последнее время стало, наверное, больше, чем муниципальных поликлиник и больниц. Директор медицинского центра «Берегиня» Эльвира Алексеенко считает, что каждый четвертый красноярец нуждается в помощи такого специалиста.
— Поход к психиатру — это как клеймо на человеке, именно поэтому наши люди обращаются с большей охотой к целителям. Помощью врача нашей клиники пользуются одинаково и мужчины и женщины. Клиенты в возрасте от 19 до 60, средний же — 30-40 лет, — говорит она. — Обращаются и с депрессиями, и с неврозами. Часто — это панические атаки.
Причины малой востребованности Алексеенко видит в недоступности услуги. Ведь ни психиатр, ни психотерапевт не входит в перечень врачей по страховым программам. Ни по обязательному, ни по дополнительному медицинскому страхованию подлечиться нельзя.
— Это одна из причин. Вторая — низкий уровень доверия. Но это же проблема не только психиатрии, но и вообще медицины. А если смотреть шире — то и не медицины вовсе, а всего вокруг, — заключает она.
Андрей Сумароков: «Количество сумасшедших в обществе — величина постоянная»
Скандально известный депутат и ресторатор Владимиров попытался заплевать журналиста (видео)