В преддверии профессионального праздника работников всех отраслей связи, красноярский филиал национального мультисервисного провайдера «Ростелеком» подвел итоги развития интернет-инфрастуктуры в крае. Если Красноярск сегодня уверенно входит в число лидеров РФ по уровню проникновения и развития интернет-технологий, то проблема формирования и поддержки телекоммуникаций на большинстве территорий края оставляет провайдерам серьезное пространство для работы.
Операторов связи ждут в отдаленных районах
Согласно данным «Ростелекома», уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в интернет в Красноярске на сегодняшний день составляет 75%. Это показатель крупнейших и наиболее развитых в плане интернет-технологий городов России, таких как Москва (79%) и Санкт-Петербург (75%).
Кроме того, от столицы края практически не отстает ряд близлежащих крупных муниципальных образований. Так, в Емельяново уровень проникновения ШПД составляет 72%, в Шарыпово — 70%, в Ачинске — 68%, в Сосновоборске — 66%.
Однако, что касается отдаленных территорий, то там красноярским интернет-провайдерам похвастать особо нечем. Уровень проникновения ШПД на территории края (без Красноярска) — всего 31%.
— Если же мы возьмем объединенный показатель «край и краевой центр», то выйдет, что уровень проникновения ШПД в крае составляет 47%. И в этом случае по стране мы уже оказываемся в числе «середнячков». Действительно, говоря о Красноярске, мы констатируем сегодня доступность всех видов связи, реализованных по самым передовым технологиям, однако в районах картина иная: уровень развития связи там пока недостаточен, чтобы в полной мере обеспечивать потребности населения, — сообщил представитель «Ростелекома».
«Ростелеком» на сегодня едва ли не единственный оператор связи, который «тянет» оптику в отдаленные районы. Проект компании по развитию сети GPON стартовал в 2011 году, когда «Ростелеком» запустил современные мультисервисные сети в 6 муниципальных образованиях края. В 2012 году их стало уже 18, а на данный момент 21. — На сегодня наша совокупная абонентская база ШПД в крае насчитывает более 160 тысяч подключений. Компания лидирует по этому показателю среди других краевых операторов связи. Однако мы понимаем, что в масштабах большого края 21 населенный пункт — это мало, учитывая, что у нас свыше 50 муниципальных образований. Сегодня развитие современных сетей связи в «глубинке», где сложно говорить о коммерческой выгоде, реальная проблема, требующая совместного подхода для своего решения со стороны бизнеса и власти, — считают в «Ростелекоме».
Интернет должен приносить обществу выгоду
Вместе с тем, телекоммуникации сами по себе уже не так интересны для общества — сегодня людям важнее получать социальные выгоды от их использования. — Информационные коммуникации нельзя воспринимать, как элементарную бытовую инфраструктуру, типа того же водопровода. Это интеллектуальный ресурс, часть общественной системы, которая должна быть не только удобной, но и эффективной, — поясняет менеджер «Ростелекома».
Как пример он привел процесс перевода государственных услуг в электронный вид — как на уровне субъектов федерации, так и на уровне муниципалитетов, к которому «Ростелеком», также имеет непосредственное отношение.
Так, благодаря инициативе городской администрации Красноярск стал первым российским муниципалитетом, который начал цифровизировать свои услуги. Например, уже в 2011 году появилась возможность электронной записи к врачу. Сегодня гражданам города доступны в электронном виде уже 17 видов муниципальных услуг в сфере градостроительства, ЖКХ, транспорта, культуры, медицинского обслуживания.
Развитие так называемого «информационного общества» — одно из приоритетных направлений деятельности «Ростелекома». И компания уже достаточно далеко продвинулась в нем, о чем позволяют судить данные статистики — на сегодня собственный удостоверяющий центр красноярского филиала «Ростелеком» (ул. Диктатуры пролетариата, д. 31) выдал около 5 тыс. кодов активации учетных записей пользователей портала gosuslugi.ru.
— Мы уже сейчас ощущаем, что активность пользователей портала существенно выросла по сравнению с 2012 годом. Если в конце прошлого года мы выдавали порядка 15-18 кодов в день, то сейчас около 30-35., — отмечает представитель «Ростелекома».
Всего на портале gosuslugi.ru на сегодня зарегистрировались свыше 4 млн пользователей, из них около 350 тыс. — жители СФО.
Дедушки — онлайн
Но для того, чтобы общество действительно стало «цифровым», мало просто предоставлять доступ к Всемирной сети. Необходимо еще и приобщать к новым технологиям начинающих пользователей, в первую очередь, социально активное старшее поколение. Это еще одна совместная задача провайдеров и власти, — говорят в компании. «Ростелеком» со своей стороны уже 4 года проводит программу по бесплатному обучению компьютерной грамотности — «Поколение ONLINE».
Проект с каждым годом привлекает всё большее количество участников, а его география расширяется в соответствии с распространением оптической сети GPON. В 2009 году, когда обучение проводилось впервые, участниками проекта стали 30 красноярских «студентов», в 2012 — уже более 400 представителей старшего поколения из 17 населенных пунктов края, в числе которых не только города, но и поселки: Большая Ирба, Кедровый, Краснокаменск и Шушенское. Естественно, обучающая программа предполагает близкое знакомство слушателей с технологиями «электронного правительства».
— Основная масса приходящих учиться компьютерной грамотности — пенсионеры, многие из них работают и хотят повысить свой профессиональный уровень. Молодежь не надо обучать, она сама до всего доходит. А вот люди постарше нуждаются в индивидуальном подходе. В прошлом году мы запустили на базе флагманского офиса в Красноярске Школу компьютерной грамотности, а также поддерживаем площадку по бесплатному обучению пенсионеров на базе Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Эта постоянная работа — еще один зримый и весомый вклад «Ростелекома» в развитие «цифрового общества», — подытожил спикер.