Красноярские эксперты пришли к выводу, что цена на бензин будет расти, а вот качество не будет улучшаться. К этому их подтолкнули недавние заявления федеральных властей и существующая ситуация на топливном рынке Красноярска. Спасти ситуацию, как они считают, может специально созданная топливная полиция, которая получит самые широкие полномочия.
Цена
Разговор начали сразу и по существу. Правительство России планирует в скором времени увеличить акцизы на топливо качества Евро-4 и Евро-5. Что не может не привести к очередному скачку цен. Об этом участников обсуждения и спросили.
— Так пусть власти и отвечают, — подколол председатель Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павел Стабров сидящего рядом депутата Законодательного собрания края Владислава Зырянова.
— Так я что, за всю власть что ли буду? — недоуменно произнес молодой народный избранник.
— Боюсь, что повышение будет, — начал отвечать Стабров. — В стране не хватает хронически денег на выполнение различных планов. Поэтому будут брать деньги там, где это только возможно. В том числе и за счет повышения акцизов на бензин.
По прогнозам председателя Федерации, «70 рублей за литр бензина — это перебор, но до 50 рублей в течение двух лет догнать могут».
В своем выступлении депутат Зырянов сразу обозначил — выступает он не как представитель партии власти, а как эксперт.
— Согласен, что с точки зрения экономики тяжело говорить о какой-то рыночной цене на нефтепродукты. По моему мнению, никакого рынка там нет, а есть в чистом виде олигополия — несколько компаний, которых если пересчитать, хватит пальцев на руке, контролируют весь этот рынок. Как гражданин и как эксперт, долгое время следящий за динамикой цен на нефтепродукты, тоже никаких иллюзий не испытываю по поводу снижения цен. Считаю, что этот вопрос в большей части имеет политический акцент, чем экономический. Но я больший оптимист, чем Павел — 50 рублей за литр 92-го бензина — это катастрофическая цена для экономики страны и сельского хозяйства. Думаю, нас ждет медленный ползущий рост цен по рублю, по 50 копеек.
Третьей в разговоре принимала участие Кристина Пырх, шеф-редактор программы новостей одной из красноярских телекомпаний. Она озвучила цену Аи-92, которую вывели после общения журналистов с красноярскими экспертами — не больше 25 рублей за литр.
Далее Зырянов выступил прямо-таки с криком души — он недоумевал, как в стране, которая считается энергетической сверхдержавой, бензин может стоить столько же, сколько в США. Потом он выразил желание посмотреть «на того политика, на того общественного деятеля», который ему эту ситуацию объяснит. Кто же озвучит список фамилий для непонятливого депутата?
Качество
Представители Госнадзора по краю от участия в круглом столе отказались, однако на запрос ответили, что регулярные проверки проводятся только относительно качества нефтепродуктов Ачинского НПЗ. «Делается это по просьбе правительства Красноярского края».
— Сколько инспекторов всего осуществляет контроль за качеством бензина в Красноярском крае, нам не ответили. В письме написано, что достаточно, так как плановые проверки на одном и том же хозяйствующем субъекте можно проводить не чаще, чем раз в три года. Обычно таких проверок на предприятиях Красноярского края в год проводится не больше 30. Нарушения выявляются на трети из них. С начала года таких проверок проведено семь, в 70 % случая выявлены нарушения, — зачитала с бумаги модератор круглого стола.
По словам эксперта Зырянова, на сегодня контроля за качеством нефтепродуктов со стороны государства ни в крае, ни в стране не существует, а есть «некая иллюзия такого контроля».
— Никто нас спасать не будет, кроме нас самих — уверенно заявил Стабров. — Я прошу автовладельцев — будьте внимательны! Трясти это дерево нужно. Что касается нашей акции по тестам на качество бензина. К сожалению, эта акция результатов не приносит, потому что тесты направлены на определение железосодержащих присадок. А в нашем регионе такими присадками практически никто не пользуется.
При этом Стабров раскрыл секрет, что ежедневно в красноярские лаборатории приносят две-три бутылки с «адской дрянью, которая ничего общего с бензином не имеет». Однако ж, по его словам, официально эту информацию никто никогда не подтвердит. Спасет от такой ситуации только возрождение государственной топливной инспекции, которая была расформирована несколько лет назад, считает председатель Федерации.
— Это одно из требований ФАР. И инспекция может быть даже должна стать топливной полицией по аналогии с полицией нравов, когда у сотрудника есть право в любое время войти и взять пробу, зафиксировать и применить очень жесткие санкции, — расфантазировался Стабров.
— Я бы присоединился к этим требованиям, — поддержал соседа Зырянов.
— Мы пытаемся ввести народный контроль, — поведала о своем вкладе Пырх. Он рассказала, что зимой были взяты пробы 92-го бензина с трех заправок — ни одна из них необходимому качеству не соответствовала, о чем журналисты и рассказали в эфире.
— Мне еще хочется добавить, — продолжил общение Стабров. — Я две недели назад прибыл в очередной раз из Венесуэлы. И специально там понюхал на заправке, как пахнет бензин. Это тот самый запах, как в детстве. Как в «Денискиных рассказах» Драгунского: «Люблю стоять позади машины, когда фырчит двигатель». Ведь запах чистого бензина, даже выхлопа — он достаточно приятный. Сейчас ты подходишь на заправку, ты понюхал, что там в шланге — а там все, от «Шипра» до ацетона, вся гамма, весь спектр.
Далее эксперты еще немного поговорили. В частности, о том, что если ты заправился некачественным топливом и твоя машина встала колом, доказать что-либо и получить компенсацию в 99 % случаях не удастся. Зырянов даже привел пример из жизни, после которого и продолжать обсуждение было бессмысленно: «Ко мне обращался даже один член правительства. Говорит, слушай, такая беда — на заправке известной сети около Комбайнового завода жена заправилась... И он считал, что с властными погонами сейчас этого коммерсанта прищучит. Кончилось ничем».