Коли есть регламент, нужно его исполнять. По регламенту городского Совета в сессии парламента может принимать участие один представитель политической партии, не представленной в Горсовете. Свои заявления на последнюю сессию, которая состоялась 11 июня, подали три организации — долгожитель «Яблоко» и относительно свежие «Коммунисты России» и «Гражданская платформа».
Надкусанное яблоко
То, что политики в стране — люди непостоянные в своих взглядах, известно давно. Вот и «Яблоко» представляла председатель местной ячейки Оксана Демченко, которая в прошлом созыве Законодательного собрания сидела под флагом КПРФ. Игрок это опытный, прошла огонь, воду и уголовное преследование. Следствие установило, что Демченко в бытность депутатом Заксобрания «замаралась» — получала денежные средства за свою знакомую, которую фиктивно трудоустроила на должность помощника депутата. Общая сумма ущерба, по версии следователей, составила около 350 тыс. руб. Сейчас дело находится в суде. Однако это не помешало Оксане Зиновьевне поменять свои политические взгляды, а сами обвинения бывший депутат назвала «политическим заказом бывших однопартийцев».
Свою речь с трибуны городского Совета она начала бодро. Одной из главных проблем Красноярска, по ее мнению, является «строительство ядерного могильника под миллионным городом». Появление объекта, считает она вместе с коллегами по «Яблоку», должны согласовывать не только жители Железногорска, но и красноярцы. Будь Оксана Зиновьевна уже депутатом Горсовета, она наверняка бы знала, что никакие механизмы выявления этого красноярского мнения не будут легитимными. Таков закон. Но она, по всей видимости, этого не знает, как не знают и многие горожане. А потому можно заключить, что нет ничего зазорного, что партия во время кампании будет использовать этот мифический акцент в своих интересах.
— Леса — это легкие мегаполиса, — продолжала она бить по экологии. — Последние два года в городских и пригородных лесах Красноярска стало наблюдаться отмирание хвои на деревьях сосны, ели и пихты. Наиболее интенсивно это происходит на молодых побегах и вершинах сосновых деревьев.
Эта беда пришла в город, по словам Демченко, из-за химического ожога фтористыми соединениями. Последние — в том числе и следствие работы КрАЗа. Однако бывший краевой депутат дала понять — тут замешан кто-то еще, потому что ожоги получают деревья и в районе Академгородка, и в районе Академии биатлона, и даже заповедника «Столбы», в чью сторону роза ветров от алюминиевого завода даже не заглядывает. «Развитие этого процесса грозит полным уничтожением хвойных лесов в окрестностях Красноярска», — припугнула слушающих Демченко и заявила, что городу нужна комплексная проверка источников фтористого загрязнения.
Далее председатель местного «Яблока» прошлась по аренде городских лесов, которую по ее мнению необходимо отменить; по проблеме Березовой рощи в Студенческом городке, которую необходимо перевести в особо охраняемую природную территорию. Для ее же блага, разумеется.
Тема качества медицины и зарплат медицинского персонала была следующей в докладе. По мнению выступающей, в больницах необходимо организовать Общественные советы, в которые бы вошли «представители власти, депутатского корпуса, простых врачей, пациентов или их родственников». Это, по ее словам, «позволит иметь реальную картину происходящего». Любопытно, что за пару часов до выхода Демченко на трибуну, депутаты городского Совета не смогли договориться по вопросу внедрения Экспертных советов у себя же во властном органе.
Качество дорог, ЖКХ, транспорт, парковки, метро, пробки, застройка города, цены на проезд в общественном транспорте — в сущности, ничего нового дальше она не сказала. Разве что фраза «мы продолжаем с вами ездить в холодных и грязных автобусах» дала повод для журналистского расследования: «Как передвигается по городу председатель местного отделения политической партии „Яблоко“».
— Сегодняшняя сессия — это фактически старт избирательной кампании в Красноярске. «Яблоко» будет принимать участие в выборах. Но мы категорически против использования другими политическими партиями на выборах известных людей, пользующихся уважением, в качестве «паровозов», — заявила под конец Демченко, обличив конкурентов. Правда, что хуже — использовать «паровозы» или подсудимого?
Те же лица
Предав идеалы коммунизма, партия КПРФ лишилась в городском Совете главного «по тарелочкам» — а именно чемпиона по количеству обращений на имя главы города. Андрей Селезнев после разногласий с региональным коммунистическим начальством вышел из партии. Но депутатом Горсовета остался. Беспартийным, однако ж, был недолго. Теперь он в качестве первого секретаря комитета Красноярского краевого отделения политической партии «Коммунисты России» вышел на знакомую пять лет трибуну. Он сразу отметил, что за время его депутатства «система лояльности» мэрии была «если уж и не сломлена, то существенно пошатнулась за счет новых молодых кадров, которые вели активную и даже иногда агрессивную политику по отстаиванию интересов своих избирателей».
Впрочем, лояльность эта, по словам Селезнева, была вполне логичной — ведь среди депутатов много директоров школ, муниципальных предприятий, главные врачи. И эти люди для избирателей были «безусловно, своими, но с другой стороны лояльность городской власти обеспечивали стопроцентную».
Еще один вид лояльности в городском Совете — та, которая построена на классовых интересах. В какой-то момент показалось, что Селезнев читает учебник по политологии, правда, с местными примерами. Разумеется, не мог коммунист не затронуть тему общественного контроля, которого он добивается в нынешнем составе вот уже года два. Правда, пока ни один его проект полноценным до принятия не дошел.
Поезд тронулся
Это был публичный дебют во властных помещениях новой партии. Однако члена «Гражданской платформы» Сергея Толмачева, который вышел к трибуне городского Совета, трудно назвать новичком в политике. Стоит вспомнить хотя бы его участие в мэрских выборах, которые состоялись год назад. Может быть, поэтому его доклад стал самым коротким и самым информативным.
— Наша партия состоит из людей дела, и сейчас вы об этом услышите, — начал он. — Мое выступление последнее на этой сессии, им мы ставим точку. И я надеюсь, что в дальнейшем мы поставим точку в доминировании партии «Единая Россия» в городском Совете.
Далее Толмачев логично предложил озвучить городские проблемы и логично же рассказать, как их может решить городской Совет. Эта конструкция выступления показалась наиболее выигрышной. Потому что какой смысл говорить о метро, когда, даже объединившись в одну партию, депутаты местного парламента не продвинутся в вопросе строительства ни на йоту.
— Главная проблема, которую называет большинство граждан, это коррупция. Более 70 % людей о ней говорят, и более 50 % с ней сталкивались со стороны представителей власти. Почему это происходит? С нашей точки зрения, все из-за монополии во власти у одной партии — у партии «Единая Россия». Все мы слышали о том, что слоган партии сегодня «Единая команда одного мэра». Мы считаем наоборот. Команда, которая заседает в городском Совете, должна быть другой командой, которая по своим функциям представляет интересы горожан и должна контролировать исполнительную власть, — высказал свои тезисы Толмачев.
А потом он достал из рукава козырь: напомнил о пожелании главы города Эдхама Акбулатова провести выборы без пиара. Но как так сделать, если «пиар» с английского языка переводится, как «связи с общественностью»?
— Как можно провести выборы без связи с теми, для кого они проводятся? Без связи с избирателями? Это для партии, которая сегодня имеет монополию, хорошо, если б они сами собрались и распределили места. Мы считаем, что это надо прекращать, — уверенно заявил член «Гражданской платформы».
Итог выступлениям подвел пока еще председатель городского Совета Владимир Чащин, который поблагодарил трибунов за конструктив и одобрил идею депутата Владимира Венедиктова выложить доклады на сайте Горсовета.