Главная
>
Статьи
>
Культура
>
По субботам

По субботам

10.07.2013
9

Да, надо же отчитаться о том, как я на этих выходных посетил город-герой Москву с намерением оторваться на новом музыкальном фестивале «Субботник», что проходил в парке Горького. Отчитываюсь — оторвался вполне.

С погодой гостям фестиваля, скажем так, по-настоящему повезло — почти весь день стояла невероятная, невыносимая жара. Причём было не просто жарко, а ещё и душно — город будто накрыло гигантской раскалённой подушкой, даже в девять утра из самолёта выходилось так, будто ты сразу утыкаешься всем телом в бесконечную тёплую вату. Особенно здорово пришлось тем, кто купил билеты в так называемую «фанзону», обширную свободную площадь прямо перед сценой — если во всём остальном парке тенистых местечек было хоть отбавляй, то здесь укрыться от солнца было попросту негде. Музыкантам, впрочем, тоже досталось — солнце палило прямо на них с той же интенсивностью, что и на их поклонников в фанзоне. Более-менее полегчало только с появлением приятной тучки, которая закрыла солнце где-то к выходу Foals без пятнадцати шесть — а фестиваль, напомню, начался в двенадцать дня.

Я к самому началу туда и не собирался, но всё равно кое-что пропустил — в метро проявил чудеса ориентирования и перепутал пару станций, в связи с чем успел только к самому окончанию сета группы Motorama. Про них, к сожалению, могу сказать только то, что живьём у вокалиста группы Влада Паршина голос звучит ещё глубже, чем на записях — вспоминается даже не Кёртис, а какой-нибудь Скотт Стэйплз из Tindersticks (что, в моём понимании, ни в коем случае не упрёк). Зато сразу после Motorama вышли Savages — и на адскую жару как-то сразу стало наплевать.

Вообще, с Savages организаторы поступили несколько негуманно — времени им отвели столько, что они подключались дольше, чем играли, да и выступать пришлось днём в самую адскую жару. Вечером, в сумерках, в атмосфере тайны и с подходящим светом их выступление смотрелось бы совсем убийственно — хотя и так получилось довольно круто и мощно. Играют они ровно так, как я и ожидал — резко, резво, громко, с приятной злой энергией. Ну, и тот момент в «Husbands», когда гитара срывается в пронзительный вой — вживую в этом месте тебе словно электричество по венам пускают, нереальное что-то. Очень надеюсь, что когда-нибудь сложится посмотреть на Savages более подробно и в более подходящей обстановке — правильно сделанное и проведённое их выступление вполне может стать концертом если не всей жизни, то хотя бы года.

За Savages вышла Джесси Уэйр — я к её дебютной пластинке отношусь довольно спокойно, но концерт у неё был такой, что после него в девушку немудрено влюбиться. Во-первых, при некоей общей томной стильности её песен и общего имиджа, вживую Джесси оказалась такой очень по-английски простецкой девахой. Много хохотала, кричала публике «Вы такие классные!» и прочие милые глупости, представляя кого-то из музыкантов, объявляла «Кстати, он щас без подружки, имейте в виду», восхищалась гостями фестиваля («Вам так повезло, в один день Hurts и Foals, я вам так завидую!») — в общем, бесхитростно вела себя, как этакая соседская девчонка, пришедшая от души потусить на общую вечеринку. Во-вторых, пела она при этом шикарно — ездит она сейчас с гитаристом, басистом и ударником, так что в концертном варианте в песнях было меньше электроники и больше рока, но проблемы в этом никакой не было. «Devotion» и «No to Love» будто таяли в рапиде, а «Wildest Moment» под занавес превратилась в настоящий поп-гимн. В общем, с артисткой Уэйр мы точно не прощаемся — потому что кажется, что нам с ней ещё не раз будет вместе очень интересно.

А за Джесси вышли Foals, и на них я окончательно ответил сам для себя на вопрос о том, а стоило вообще переться в Москву на один день ради того, чтобы поторчать на жаре. Они были вроде бы не очень в духе, по крайней мере, вокалист Яннис Филиппакис весь концерт провёл с чудовищно нахмуренной рожей и пару раз даже устроил показательные демарши (об этом позже). Но играли всё равно здорово — мощно, атмосферно, с регулярными заходами в такие межгалактические шумовые пространства, чего, кстати, по их чётко организованной музыке не очень ожидаешь. Сыграли много хороших песен — как минимум по одной моей любимой с каждой пластинки (космическую «Spanish Sahara» со второй, реактивные «Inhaler» и «Providence» с третьей, «Red Sock Pugie» с первой), чем меня лично страшно порадовали.

Две песни из этого списка, кстати, вместили в себя по упоминавшемуся выше демаршу — у Янниса всё время ломалась микрофонная стойка, поэтому в середине «Red Sock Pugie» он бросил с ней возиться и с решительным лицом двинулся прямо со сцены в народ. А тут надо понимать географию — сцена стоит над фанзоной на таком пологом пригорке, от сцены до людей расстояния метров семь, да к тому же ещё сама сцена метра полтора высотой. И вот значит, он спрыгивает, неторопливо движется вниз по холму — не переставая играть при этом; «Red Sock Pugie» в процессе уходит во что-то вроде шумовой коды — потом начинает бродить между ограждениями, за которыми беснуются зрителями, идёт сначала вглубь, потом вдоль всей фанзоны, и всё это не отпуская гитары. Второй раз он таким же макаром ушёл в народ в том самом месте, где «Providence» по идее должна превращаться в расторможенную ракету — причем в этот раз он даже попытался организовать зрителей так, чтобы они держали его, пока он фигачит на гитаре, стоя на барьере ограждения. Получалось не очень, поэтому он просто сиганул в толпу. А самое смешное, что когда он всё же вернулся на сцену (не через закулисье, как в прошлый раз, а просто забравшись на сцену — когда охранник вежливо подсадил его под попу, Яннис с неописуемым лицом повернулся к нему, мол, чего это вы, мужчина, а ну-ка прекратите), они вдруг взяли, и ДОИГРАЛИ коду «Providence», на которой я отпрыгал себе все ноги. Вот есть видео, полюбуйтесь — ранний радостный вопль за кадром в самом начале песни, кстати, мой, ха-ха.

Понятно, что после такого двигаться дальше можно было только вниз — так и получилось. Hurts (на которых я немножко опоздал, но ничуть не жалею — за это время я как раз обнаружил в парке Горького совершенно невероятный имбирный лимонад, который мне просто сорвал крышу) разрослись до коллектива в семь человек, и «Wonderful Life» выкатили сразу третьей — я ещё подумал, чем же они тогда заканчивать собираются? Второго альбома Hurts я, кстати, не слышал — и знаете, что? Незнакомые песни на концерте как-то совсем не убедили меня в том, что я был не прав — какое-то оно всё ровное и незапоминающееся. Концерт у них и в целом был примерно такой же — ну да, семь человек, скрипачка и две танцовщицы, всё этак эпичненько и размашисто, Тео красивый, в пиджачке и похож (и внешне, и концертными ухватками) на молодого Гэана (вернее, на молодую версию нынешнего Гэана), но в целом что-то эта дискотека меня на вставляет. Они там в какой-то момент взялись непонятно с чего исполнять бьорковскую «Army of Me», причём скорее в варианте Skunk Anansie, с таким гитарным хрустом — и на ней стало окончательно понятно, что они совершенно не чувствуют каких-то важных, фундаментальных вещей. Ну, то есть — если они не понимают, какая получается разница, когда строчки «And if you complain that I’m small, you’ll meet an army of me» поёт Бьорк, а когда хорошо ухоженный полноразмерный мужчина, то мне и добавить нечего. Ну, и вообще — когда у поп-группы на сцене поют и играют три женщины, и все три при этом, простите, довольно страшные, значит, поп-группа действительно что-то фундаментальное делает неправильно.

А на Arctic Monkeys у меня просто закончились силы — когда они не вышли на сцену через сорок пять минут после заявленного времени начала выступления, я понял, что уже не готов ждать больше. Чёрт знает — судя по мнениям некоторых, ничего не потерял, другие же говорят, что было здорово. Я в любом случае не жалею — ни что съездил, ни что ушёл.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать