В ролях: Чарли Ханнэм, Ринко Кикути, Айдрис Эльба, Чарли Дэй, Рон Перлман, Бёрн Горман, Макс Мартини, Клифтон Коллинс-мл.
Продолжительность — 131 мин
Это, конечно, максимализм, но после фильма про гигантских роботов, бьющихся на кулачках с гигантскими монстрами, в самый раз — если бы справедливость существовала, то большое количество людей, делающих большое кино за большие бюджеты, после «Тихоокеанского рубежа» пошли бы стройными рядами в чулан, заперлись в нём и не выходили больше никогда.
До выхода «Рубежа» дель Торо был отлучен от кино целых пять лет — причём за это время у него прямо в руках успели в самый последний момент полностью рассыпаться два довольно крупных проекта («Хоббит», с которого он соскочил после двухлетнего простоя в ожидании запуска, и проект всей его жизни «Хребты безумия»). По долгожданному (за весь мир доброй воли не поручусь, но мною точно) возвращению прекрасно видно, как отчаянно соскучился этот добродушный очкастый бородач за минувшее время по кино — в «Тихоокеанском рубеже» он с немного ошарашивающей прытью гиперактивного двенадцатилетки бросается во столько сторон сразу, что остаётся только счастливо зажмуриваться.
Выстроенный на фундаменте, чего уж там, несколько простоватого сценария (написанного человеком, сочинившим «Битву титанов» — ещё вопросы есть?), «Тихоокеанский рубеж» нешуточно поражает тем, сколько разных фильмов умудрился упрятать в свой не самый дикий для летнего блокбастера хронометраж хитрец дель Торо. Здесь с легкостью можно разглядеть и эпический боевой хоррор про войну измерений, и элегическое повествование про отцов и детей, и неожиданно смешную комедию с отменной парой комических ученых (и имеется как минимум одна реплика на все времена) и сказочным выходом Рона Перлмана. Ну, и, конечно, невероятных размеров кино про гигантских боевых роботов — сделанное так, как только и нужно делать кино про гигантских боевых роботов.
Известный своим вниманием к бесконечным ажурным деталькам, дель Торо в «Рубеже» похож (ну вот опять!) на пытливого мальчишку, который бесстрашно лезет вглубь огромного механизма с фонариком в зубах — тонкости устройства боевых роботов программы «Егерь» любовно намазываются на фильм, как самое вкусное на свете масло на бутерброд рукой безмерно щедрой хозяйки. К тому же дель Торо, похоже, чётко уяснил урок «Трансформеров», где роботы, то самое главное, за чем и стоит ходить на такие фильмы, периодически начинали толкаться где-то на заднем плане и превращались в гигантских статистов в собственном кино. Здесь каждый робот преподносится торжественно и с любовью — зачитываются характеристики, отмечаются особенности, крутятся шестерёнки и завораживающе щёлкают внутренние механизмы. К тому же постоянно педалируется вопрос масштаба — дель Торо всё время ставит роботов на фоне чего-нибудь более мелкого, чтобы мы ни на секунду не забывали о подлинной грандиозности происходящего.
Всеми этими довольно несложными ухищрениями режиссёр добивается на «Тихоокеанском рубеже» одновременно простейшего и удивительного эффекта — даже понимая, что перед нами, по сути, эпических размеров валентинка одновременно «Годзилле» и сериалу «Неон дженезис Евангелион», на всё это смотришь практически как в первый раз. Каждый робот по-своему уникален, каждый характер в немаленьком ансамбле звенит по-своему, даже лица из какого-то четвёртого состава персонажей, которые проходят перед камерой раза два, но когда потом героически гибнут, щемят совсем по-настоящему.
Простейшего — потому что ровно во всех этих бесконечных деталях и заключается работа режиссёра; взять и продумать внутренний космос своего фильма так, чтобы зрителю было интересно в каждом его уголке, в битве ли с очередным чудищем или в столовке за утренней беседой героев. Ну, а почему удивительного, тоже, надеюсь, понятно — где они, эти режиссёры эпического кино на отрыв башки, которые не позабыли ещё все эти когда-то казавшиеся само собой разумеющимися профессиональные навыки?
Вердикт — вот как надо