Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Дмитрий Родионов: «За границу съездить легче, чем в соседний регион»

Дмитрий Родионов: «За границу съездить легче, чем в соседний регион»

02.08.2013
0

Афиша культурных событий в Красноярске обычно заполнена качественно и количественно. В отличие от краевой столицы, города на периферии такой насыщенностью похвастать не могут. В этом плане повезло жителям Зеленогорска. Их город единственный в крае вошел в маршрут тура, который совершает по России государственный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Причем старт экскурсионному маршруту дал Абакан — столица соседней Хакасии. В рамках III Международного форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» в Абакан привезли 130 театральных экспонатов и картин, каждая из которых застрахована почти на 2 миллиона рублей. Какие шедевры увидят зеленогорцы и «почему не Красноярск?», в эксклюзивном интервью интернет-газете Newslab.ru рассказал генеральный директор Государственного театрального музея Дмитрий Родионов.

Дмитрий РодионовВыставка в Абакане состоялась благодаря соглашению, которое вы подписали с правительством Хакасии на прошлогоднем культурном форуме. Какие выгоды получили стороны?

Это наш первый опыт подобного соглашения. Мы пробуем новые формы сотрудничества с региональной властью, чтобы, с одной стороны, продвигать нашу коллекцию в регионы России, а с другой — разнообразить местную культуру интересными совместными проектами. Например, по тому же соглашению мы принимаем осенью выставку художников из собраний Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова. Вместе с правительством республики провели всероссийский конкурс для школьников на тему «Можно ли жить без искусства?». Из сочинений составили книгу, и уже в начале июня она вышла тиражом 1000 экземпляров. В ней напечатаны портреты каждого участника, его имя. Сейчас рассылаем по школам. В библиотеки республики мы направляем уникальные издания. Среди них воспоминания Юрия Бахрушина, сына основателя нашего музея. Они издавались один раз в России, в 1994 году, и являются раритетом, книгу невозможно нигде найти.

Можно ли увидеть шедевры театрального музея в других регионах?

Мы часто направляем отдельные предметы на региональные выставки по просьбам коллег со всех уголков страны. Но они появляются там в рамках общей выставки. А персональные, которые полностью созданы нами, это редкость, которая лишь в последние годы стала превращаться в тенденцию. После Абакана выставку покажем еще в четырех городах России. В Хакасии экспозиция пробыла до 20 июля, а затем совершит гастрольный тур по городам Зеленогорск, Йошкар-Ола, Таганрог и завершит путешествие в станице Вёшенская, на родине Михаила Шолохова.

Почему не мегаполисы?

Это как раз сверхзадача федеральной программы: чтобы коллекции из крупнейших государственных музеев смогли увидеть жители малых и средних городов. Крупные областные центры и мегаполисы и так имеют большую культурную составляющую. Если не выставки, то фестивали, гастроли и многое другое. А жители окраин обделены  по разным причинам.

Мы с радостью ухватились за идею такого тура. Когда минкультуры собрало заявки с региональных городов федерации, где есть музеи и галереи, которые по технической оснащенности и уровню безопасности могут принять подлинники, то список растянулся на 50 страниц. Мы выбрали из них те города, которые логичнее всего вписывались в музейный тур, просчитали экономику пути и максимальный эффект. Абакан, конечно, был вне конкуренции. А Зеленогорск находится рядом, в городе есть хорошо оснащенная художественная галерея. Мы воспользовались территориальной близостью — когда бы еще смогли отправить нашу выставку в Красноярский край? Здесь мы точно будем впервые в своей истории.

Как отбирали предметы для выставки?

Мы отталкивались от идеи, что надо показать материалы из той части коллекции, которую собирал сам Алексей Бахрушин. Как мы говорим — из Золотого фонда. То есть к каждому предмету этой выставки прикасалась рука основателя нашего музея.

Все экспонаты — подлинники?

Абсолютно верно, нет ни одной копии. Их доставили в Абакан в специальной бронированной фуре и с оптимальным климатом внутри. В дороге машину сопровождала охрана. Мы везли живописные графические фотографии, уникальные афиши, датированные 1791 годом, портреты Островского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, великих актеров, составивших славу русского театра 19 века от Михаила Щепкина до Марии Савиной и многих других. Коллекция дает срез развития отечественного театра от истоков до 1917 года, здесь фотографии с автографами отечественных актрис, снимки зданий императорских театров в Москве, живописные картины, написанные маслом, акварелью, тушью, белилами и графитным карандашом, скульптуры, эскизы декораций и костюмы ручной работы начала ХХ века. Думаю, что любой просвещенный человек почувствует внутренний трепет, когда увидит эти работы...

Оставите ли подарок Хакасии?

Мы не имеем права дарить друг другу какие-либо предметы из нашей коллекции. Это запрещено законом. Коллекция в любом музее является неделимой, ее нельзя расчленять и отдавать куда-то. Хотя и бывают случаи взаимного обмена между музеями, но на это требуется разрешение министерства культуры, и каждый конкретный случай рассматривается отдельно.

К слову, где находите экспонаты для коллекций?

Что-то закупаем на наши скромные средства, что-то нам приносят на закупку владельцы архивов или наследники. Но большая часть поступлений достается нам в качестве даров. Актеры, режиссеры, художники и просто зрители, у которых оказывается интересный артефакт, могут нам его подарить. Пару недель назад один молодой человек подарил нашему музею уникальную фотографию Марии Николаевны Ермоловой с ее автографом. Она ему попала по семейной линии, от прабабушки. Но когда та умирала, то просила передать реликвию в театральный музей. И он исполнил ее просьбу. Таких случаев много. К сожалению, мы не можем себе позволить выкупать особо дорогие вещи на аукционах. Хотя в последние годы поддержка от государства хорошая. Не так давно мы купили у наследников рабочую тетрадь с потрясающей акварелью, карандашной графикой знаменитого русского художника Бориса Анисфельда, который после революции уехал из России. Его работы на вес золота во всем мире и крайне редко появляются в поле зрения коллекционеров. К нам пришла владелица этого артефакта, потомок друга художника, с которым они вместе работали в Петербурге. Она оценила эту тетрадь в 20 тысяч евро. У музея таких денег не было, мы написали заявку в минкульт. Год ждали этих денег, и, в конце концов, мы ее получили.

На открытии выставки в Абакане вы сказали, что гастролировать по России сложнее, чем за границей. С чем это связано?

Во многих регионах на такие программы просто не хватает средств. Перевоз любой экспозиции — это большие деньги даже для скромной выставки. Хотя музейщики — народ изобретательный. Мы придумали так называемые «Выставки в авоське». Это когда качественно фотографируем подлинники, делаем электронный дубль выставки и передаем изображение в какую-то точку мира. Расходы в этом случае идут только на фотопечать. В этом году мы провели такие выставки в Испании, Камбодже, Андорре, Италии. Вот наглядный пример пропаганды нашего культурного наследия.

Неужели за рубеж дешевле съездить, чем в соседний регион?

Как ни странно, да. Когда мы откликаемся на просьбы коллег из Европы, они уже имеют солидные бюджеты на организацию комплексных выставок. Получают разрешение от министерства культуры, выбирают из нашей коллекции то, что им подходит по тематике, и сами оплачивают страховку экспонатов, транспортировку. Мы никаких проблем не имеем. В России бюджеты как были маленькими, так и остаются. Доля культуры в госбюджете составляет меньше 1%. Музею сложно что-то заработать самому, например, входной билет стоит в разы дешевле билета в кинотеатр.

Если билеты подорожают, это будет выходом из ситуации?

Нет, конечно. Государственные культурные учреждения выполняют социальную функцию. По Конституции каждый гражданин России имеет право на доступ в музеи, библиотеки, театры, за что и налоги платит. В отличие от театров, где билеты довольно дороги, музеи выполняют эту функцию сполна.

Каким способом и можно ли вообще завлечь молодежь в музеи и театры?

Для этого нужна инфраструктура и мотивация, чтобы молодым людям было интересно проводить время в музее. Нужны те же кафе, читальные залы. Но если в российских музеях до сих пор отсутствуют полноценные фондохранилища, то о какой инфраструктуре для молодежи можно говорить? Единственный выход — завлекать действием. Наш музей проводит около пятисот мероприятий в год, помимо выставок — это вечера, лекции, праздники для детей и взрослых, абонементы. Но масштабы этих мероприятий в основном камерны из-за отсутствия как раз этой самой инфраструктуры. Мы должны постоянно предлагать что-то интересное и важное, чтобы человек стал нашим постоянным зрителем. Это сверхзадача любого музея, театра и любого культурного учреждения.

Блог о театре

Театральные рецензии на Newslab.ru

Рекомендуем почитать