Истории о красноярцах, которые решили круто изменить свою жизнь — уехать в другую страну, найти там работу, жилье. Летом 2011 года об эмиграции думал 21 % населения страны. Для сравнения — 20 лет назад таковых было всего 5%. По данным ВЦИОМ, пятая часть населения России, желающая «свалить» — в основном, высокообразованные молодые люди.
В Красноярске их знают многие. Здесь у них остались родные и друзья. Но они предпочли уехать. Онлайн-разговор, 10 вопросов. Евгений Камардин, Красноярск — Хельсинки.
Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%?
Готовиться нужно обязательно. Хотя бы потому, что получение даже студенческого вида на жительство — весьма долгое приключение со сбором нужных бумаг и поездками в финское посольство в Москве. Принимать решение по визе неторопливые финны могут до полугода, так что добывать информацию о документах и доступном жилье лучше начинать за год. Ко всему подготовиться невозможно, но чем большую работу проделаешь до переезда, тем меньше неприятных сюрпризов получишь в будущем.
Конечно, все будет намного проще, если вы сразу после въезда сможете получать щедрое финское социальное пособие — но на такое право могут рассчитывать только выходцы из Карелии с финскими корнями и беженцы (например, сомалийцы, приезжающие сюда по квоте).
Как было в вашем случае?
Я приехал в Финляндию получать степень магистра в университете Ювяскюля. Года за полтора узнал все про саму учебную программу и про финскую систему образования, подал заявку на студенческое жилье и получил сертификат TOEFL. По-английски я к тому времени говорил относительно свободно, о финском языке у меня не было ни малейшего представления.
Впрочем, определенный авантюризм все же был. Мне давно хотелось заниматься видеосъемками — документальное кино, клипы, реклама. Я не имел понятия, что буду делать после университета. Решил поступить и уехать, а дальше жизнь покажет. Теперь же у меня свой бизнес — в партнерстве с друзьями открыл небольшую студию по производству видеороликов.
Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?
Сложно сказать однозначно. Никакой неприязни к родному городу я не испытываю, просто хотелось открыть новые горизонты. Понимал, что если я сейчас этого не сделаю, то другого шанса, скорее всего, не будет. Красноярск ведь такой — из какой страны мира не посмотри, до него всегда далеко. А из Хельсинки вся Европа как на ладони. В Таллин и Питер можно ездить хоть каждые выходные, все близко и дешево.
Почему именно эта страна?
Финляндия на тот момент была чуть ли не единственной, где еще осталось бесплатное образование на английском. Я подавал документы сразу на шесть программ по Европе, положительные ответы пришли из Ювяскюля и университета CEU в Будапеште. В последнем обучение было платным, хотя мне присудили грант, который бы покрывал эту стоимость. При прочих равных, уровень жизни в Финляндии выше, да и сама страна мне нравилась — туристом сюда я уже ездил.
Но намерения «в Финляндию и никуда больше» не было. Я и сейчас мог бы переехать в другую страну, если для этого найдется серьезный повод. Когда занимаешься видеосъемкой, путешествовать и переезжать вообще полезно, помогает сохранить свежий взгляд на мир.
Пять самых больших различий России и вашей новой страны?
— Бюрократия. С финскими чиновниками работать легче и неразберихи намного меньше. Неприятные моменты тоже иногда бывают, но здесь все организовано так, чтобы посетитель как можно меньше стоял в очередях и тратил свое и чужое время. Многие вопросы намного проще решить через интернет, чем лично ехать в налоговую, иммиграционную полицию или банк. Мне запомнился случай: когда мы открывали фирму, чиновник в торговом регистре допустил серьезную ошибку в бумагах. Мне потребовался всего один звонок, и на следующий день документы были исправлены. Возможно ли это в России?
— Образование. Как правило, люди не идут в вуз «ради корочки». Ведь и без образования в Финляндии можно получать социальное пособие/минимальную зарплату и достойно на это жить. Поэтому в университете атмосферы всеобщего раздолбайства не было, а разного рода халява или тем более взятка не имеют смысла: зачем вообще тратить время на вуз, если не собираешься учиться?
— Люди. Финны люди менее разговорчивые, но более доброжелательные. Финн, если трезвый, не пойдет на открытый конфликт там, где для русского он неизбежен. Поэтому бытового хамства на порядок меньше.
— Налоги. Очень высокие, но судя по тому, как выглядит город и как всё в нем работает, они намного меньше разворовываются. Зато немалая часть уходит на социалку безработным и не желающим работать.
— Масштабы. Сибирская фраза «нет, недалеко, часов 10-12 на машине» здесь вызывает сомнения в душевном здоровье того, кто это сказал.
Вы чувствуете себя чужим в новой стране?
Финский я знаю не в совершенстве, так что я еще не полностью «свой». Но что значит быть своим? В Петербурге привокзальная полиция уже дважды спрашивала мои документы и, увидев красноярскую прописку, долго узнавала, как меня занесло в Питер, и не пора ли мне обновить регистрацию. У финской полиции есть более важные дела, чем проверять мой вид на жительство, остановив на улице.
Трудно ли найти работу/жилье?
Безработица здесь огромная, по некоторым данным, 50% молодежи нигде не работает. Основав собственный бизнес, я понял, почему. Нанимать на работу кого-либо невыгодно — помимо зарплаты, необходимо отчислять с каждым работником кучу налогов и страховок. Да и сама молодежь не спешит работать — с финской социалкой можно неплохо жить и не работая.
Если не считать научной работы, где финский не требуется, то иностранцу без языка работу найти практически невозможно; со слабым финским — возможно, но тяжело. Собственно, бизнес я основал потому, что получить работу в видеостудии почти нереально даже для финна с профильным образованием. Мне также удалось найти подработку в русскоязычном обществе — общественные организации неплохо спонсируются государством и участникам проектов иногда выпадают оплаченные командировки по Финляндии и Европе.
С жильем, в целом, все неплохо. Квартир сдается и продается много, стоимость аренды начинается от 600 евро в месяц, но можно найти варианты и подешевле, если знать, где искать. Когда только переезжаешь в город и тебе негде жить, такое умение появляется очень быстро. Например, можно найти комнату за 200-250 евро, если снимать ее напрямую у студентов, которые не живут в положенных им комнатах.
Уезжая из России, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Родители и несколько близких друзей. С ними я и продолжаю поддерживать контакт.
Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег?
Северная Европа вообще довольно дорогая, особенно по сравнению с Красноярском. Самая дешевая булка хлеба стоит около 2 евро, разовый проезд в автобусе — 2,8 евро. Но и зарплаты соответствующие: минимальная месячная зарплата (полный рабочий день) — 1250 евро. Так что траты растут вместе с доходами, когда удается этот доход организовать.
Сколько вы уже живете в Финляндии? Были ли мысли вернуться в Россию?
Уже почти три года. После получения диплома решал, стоит ли переехать в Москву, Питер или Хельсинки. Сделал выбор в пользу Финляндии — чувствую, что возможностей здесь больше, да и многие российские реалии начинают резать глаза, когда приезжаю на Родину. Даже если не говорить о политике, «гениальных» новых законах и гражданских свободах, есть множество мелочей, которые после полугода жизни за границей выводят из себя.
Хотите символический пример? Посмотрите на метро в Хельсинки и Петербурге. В питерском метро люди десятками толпятся сначала у касс, затем у турникетов, которые пропускают только одного пассажира за раз. С огромной сумкой или велосипедом туда можно даже не лезть. А внизу из темного туннеля с грохотом и лязгом вылетает старый мрачный поезд с разболтанными прыгающими вагонами. В хельсинкском метро нет турникетов, зато в дополнение к эскалаторам есть лифты. На станции вас встретит современный ярко-оранжевый состав, который повезет плавно и с комфортом. И таких социальных и бытовых сравнений сотни, к сожалению, не в пользу России.
Если подытожить, то все еще может измениться, и я не исключаю возможности вернуться. Но пока прикладываю все усилия, чтобы построить свою жизнь в Финляндии.
Фотографии Евгения Камардина
Диана Шаталова, Евгений Камардин